О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо. Самолет. Девушка

Пилотов прекрасного пола в гражданской авиации в нашей стране, согласно данным Клуба женщин летных специальностей "Авиатрисса", всего 15. В то время как в Америке за штурвалами пассажирских лайнеров их несколько тысяч

Пилотов прекрасного пола в гражданской авиации в нашей стране, согласно данным Клуба женщин летных специальностей "Авиатрисса", всего 15. В то время как в Америке за штурвалами пассажирских лайнеров их несколько тысяч. Каково быть женщиной-пилотом в России?

Надежда Кужельная похожа на картинку с обложки журнала - темно-синяя форма с иголочки, идеальный макияж, укладка и неизменные шпильки. И - не одна тысяча часов налета за плечами.

Мечту не предают

"Вас, должно быть, мужчины-коллеги всячески оберегают и во всем помогают…" - предполагаю я. "Далеко не всегда, - Надежда хмурится. - Женщина в авиации по-прежнему нонсенс. Когда я пришла в 18 лет поступать в летное училище, меня не взяли, объяснив, что жизнь в казарме (а именно там живут будущие летчики) - не для девушек. Я пошла в архитектурный, но вдруг поняла, что сознательно отказываюсь от своей мечты… Бросила все и перешла в Московский авиационный институт, чтобы учиться на инженера - все же к небу поближе. Параллельно стала летать в аэроклубе, заниматься высшим пилотажем и вошла в команду "Ласточки" (это то же самое, что эскадрилья "Русские витязи", но для женщин) - ведь если чего-то по-настоящему хочешь, пойдешь до конца, правда же?.."

На самом деле долгое время по-настоящему она хотела только одного. Работа в ракетно-космической корпорации "Энергия", изнурительные тренировки в отряде космонавтов - ее имя должно было встать в один ряд с такими именами, как Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова… Однако этого не случилось. В 2001 году она, последняя женщина в российском отряде космонавтов, была отправлена "на пенсию" - в неполные 40 лет. "Мои родители до последнего не знали, что я - космонавт, врала им, что работаю инженером, - вспоминает Надежда Васильевна. - Думала: скажу, когда полечу в космос, - чтоб гордились…"

Штурвал "на вырост"

В 2004 г. она окончила Ульяновское высшее летное училище, начала летать пилотом на Ту-134. С благодарностью говорит о своем нынешнем руководстве: поверить в женщину-пилота и доверить ей управление пассажирским самолетом - смелый шаг, на который отважится не всякий.

"Сначала было физически тяжело: 134-я "тушка" изначально сконструирован как военный, с расчетом на рослых, широкоплечих парней, - худенькая Кужельная разводит в воздухе руками, обрисовывая контуры предполагаемых пилотов. - У меня адски болела спина, потому что не получалось плотно придвинуться к спинке кресла". После этого аэробус, за штурвал которого несколько лет назад пересела Надежда, показался ей настоящим раем. Компьютеризированный лайнер требует от пилота не физической силы, а интеллектуального мышления.

"Командиру экипажа, должно быть, радость - он выходит в рейс и видит, что второй пилот - красивая женщина, верно?" - говорю я. Надежда Кужельная смеется и разводит руками: "Иногда бывает и наоборот: у него проблемы дома, с женой, скажем, он выходит на работу - а тут сидит такая блондинка с кудряшками… и все его раздражение выливается на меня". С пассажирами тоже бывают заминки, особенно раньше: большинство из них, не будучи сильны в чтении звездочек на погонах, принимали прекрасного пилота за… стюардессу: "Пытались отдать подносы, попросить воды или сока. Но я их не разочаровывала - приглашала стюардессу".

Каждый знает по себе: полет, особенно длительный, - стресс для организма. Кожа сохнет, перегружается сердечно-сосудистая система. Но Надежде после суровых будней в отряде космонавтов такая работа кажется щадящей: "Лицо перед полетом надо смазать увлажняющим кремом. После того как помыла руки на борту - тоже сразу крем. Ну и пробежки каждое утро еще никто не отменял!"

Дочка Катя, которую летчица родила в 1999 году, ждет маму на земле. "Скучает?" - "Гордится!" - "Что вы скажете ей, если однажды дочь придет и скажет: "Хочу быть пилотом"?" - напоследок спрашиваю я. Надежда выдерживает долгую паузу, вздыхает и улыбается: "Тебе придется отказаться от огромного количества вещей, много работать над собой и никогда не плакать, несмотря на то что ты - девушка…"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка