О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКСимальный минимум

По сути, единственным ярким событием МАКС-2009 стала долгожданная премьера Sukhoi Superjet 100

…МАКС-2009, как не один другой, вызвал в памяти красочные картины минувших лет. Невольно вспомнилось "Мосаэрошоу-92" - настоящий праздник любителей авиации, проведенный в лучших традициях знаменитых тушинских парадов. Тогда в небе Жуковского летала вся военная, гражданская и спортивная авиация России, зрелище было невероятно красивое! К сожалению, летная программа 2009 года, как и сам салон, вызвала у завсегдатаев МАКСа иное ощущение. Но завсегдатаи и участники - это люди разные...

По сути, единственным ярким событием стала долгожданная премьера Sukhoi Superjet 100, который летал действительно красиво. Впечатлили полеты Ка-52 и Ми-34, истребителей Су-35 и Су-30МКИ, МиГ-35 и МиГ-29М ОВТ, порадовали заявленные в программе пилотажные группы. Но больше ничего существенного зрители и специалисты в нашем небе не увидели.
Не особо порадовали и разговоры с авиационным начальством. Как сказал на встрече с журналистами президент Объединенной авиационной корпорации Алексей Федоров, в запуске у российских КБ и ОКБ десять проектов. Машины будут полностью сконструированы в 3D-моделях с применением самых последних достижений цифровой и компьютерной техники. Так что нам грядет смена авиационного поколения. Вот только станков, на которых детали для этих самолетов можно сделать, у России по-прежнему нет. Так что 90-95% станочного парка придется закупать за рубежом, на что пойдет если не львиная, то все равно значительная часть денег, отпущенных на производство нового - и в интеллектуальном, и в техническом плане - авиационного продукта.

Ну а для того, чтобы заводы не остановились в ожидании перевооружения, на них по-прежнему будут собирать машины предыдущего поколения. Их будут все время модернизировать, и обеспечением этого процесса займутся старые конструкторы. И старые рабочие. Для новых машин придется набирать новые коллективы хорошо обученных молодых специалистов. Вот только где их взять в новом "гламурно-тужурном" российском обществе - пока не понятно. Видимо, молодежь вновь придется убеждать в том, что работать - это хорошо, а не работать - плохо. Как это собираются делать, тоже не очень пока понятно. Хотелось бы собственным примером - но это, судя по показанному на авиасалоне, пока не актуально. Так что, видимо, придется привычными - "давай, давай", "бери больше - кидай дальше" и прочими бравыми лозунгами. Хотя про товарища "Давай" еще Юз Алешковский все написал…

Но вернемся к зрелищу. Первые заявления о грядущем сокращении летной программы МАКС-2009 руководство компании "Авиасалон" сделало еще в мае, в самый разгар панических настроений кризиса. По весне это казалось вполне логичным, но летом ажиотаж вроде бы начал спадать. Жаль, что на программе МАКСа это никак не отразилось.

Нет, все понятно. Кризис не прыщ, он в одночасье не проходит. Погода тоже подкачала - низкая облачность, резкий порывистый ветер, дожди. Но что мешало просто дать полетать тем, кто остался на статике?

Почему бы не поднять в воздух Ту-160 и Ту-95, Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан", уж коль скоро его опять запускают в серию? А где Ан-148? Почему не дать по-настоящему покрасоваться в воздухе новым вертолетам Ми-28Н и "Ансат", могучему красавцу Ми-26? Да пусть бы полетал хоть неудачник Ту-334 - два года назад он делал это очень неплохо.

Мы уже не говорим о летательных аппаратах малой авиации, подавляющее большинство которых так и осталось на земле. Мы уже не говорим о наших летающих реликвиях, истребителях И-15бис и ДИТ. Мы уже не говорим о спортсменах-пилотажниках. В чем дело-то? Праздник у нас или не праздник? А то как в последний раз.

Менеджеров компании "Авиасалон" понять можно. Они как бы заранее извинились и сразу сказали, что летная программа 2009 года будет проводиться с коммерческим акцентом. Тем более неуместно в таком ключе сравнение авиасалона и аэрошоу. Но в нашем случае речь-то идет именно о показательных полетах как составной части МАКСа. В противном случае не совсем понятно, что это было. Если МАКС активно позиционируется как мероприятие всероссийского масштаба, возникает вполне логичный вопрос: а что, у всей России не хватило денег поднять в воздух пару десятков самолетов? Так кризис ударил? А мы и не думали, что дела настолько плохи...

У гостей МАКС-2009 сложилось впечатление, что они присутствовали на местечковой ярмарке, куда для пущей важности пригласили пару иностранцев, а для развлечения - скоморохов и цыган с медведем. Может быть, именно так в дальнейшем и следует позиционировать МАКС, тогда и претензий не будет. Собрались поторговать самолетами - так и говорите, что здесь выставка-продажа истребителей, а для особо жаждущих - пиво в три цены. Но если в Жуковском все же проводится нечто, апеллирующее к национальной гордости сограждан, хотелось бы увидеть нашу воздушную мощь в воздухе, а не только на земле.

В общем, вы там как-то разберитесь, господа. Если торговать, то можно без скоморохов, а если еще и воздушный праздник, то пусть будет так же, как в 1992-м - от Ту-160 до "Авиатики" включительно.

А за все хорошее спасибо. Не одни же минусы были. Обеспечение порядка на нынешнем авиасалоне было беспрецедентно четким, это отметили абсолютно все. Очень удачно был решен вопрос с размещением точек питания, заметно меньше было пьяных, шашлычный дым не резал глаза, а под ногами не путались самочинные лоточники с экзотическим товаром. В павильонах наконец-то наладили вентиляцию и кондиционирование.

Ну а теперь официальные итоги. Контракты на общую сумму $10 млрд, что вдвое больше, чем два года назад, еще раз подтверждают, что в целом мероприятие прошло успешно, невзирая на кризис и грустные прогнозы.

В работе выставки приняли участие 711 компаний из 34 стран, в том числе 436 российских организаций, из которых 120 представили продукцию военного назначения.

Всего на салоне прошли 38 пресс-конференций, брифингов и презентаций, работу выставки освещали около 3 тысяч журналистов из множества российских и зарубежных СМИ.

В целом участники считают, что на качество авиакосмического салона кризис не повлиял, хотя и жалуются на высокие цены на участие в МАКСе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Jet». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка