О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ПВО СНГ: векторы развития

На минувшей неделе завершилась "проверка боем" объединенной системы противовоздушной обороны стран СНГ

На минувшей неделе завершилась "проверка боем" объединенной системы противовоздушной обороны стран Содружества Независимых Государств. Два месяца разнородные группировки войск ПВО и сил военной авиации государств - участников ОС ПВО СНГ на территории двух полигонов России и Казахстана осуществляли совместные действия по противовоздушной обороне в рамках учения "Боевое содружество-2009". Заключительный этап ознаменовался боевыми стрельбами с реальными пусками ракет и применением авиации на полигоне Ашулук. Там же состоялось заседание Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ. В ходе подведения итогов общей работы военными представителями государств-участников были озвучены предложения и сделан ряд серьезных заявлений по взаимодействию в рамках объединенной системы ПВО. За комментариями редакция "Красной звезды" обратилась к председателю комитета - главнокомандующему Военно-воздушными силами России генерал-полковнику Александру Зелину.

- Какие цели преследовали страны Содружества при создании объединенной системы противовоздушной обороны СНГ и что она представляет собой в настоящее время?

- Объединенная система ПВО является первой и единственной реально существующей объединенной оборонительной системой в Содружестве. Межгосударственное соглашение о создании объединенной системы ПВО было подписано 10 февраля 1995 года. Как показала практика, ограничение применения дежурных по ПВО сил национальными границами существенно снижает их возможности по оповещению о воздушно-космической обстановке, пресечению нарушений в воздушном пространстве, оказанию помощи экипажам воздушных судов, терпящих бедствие, и противодействию терроризму.

В состав объединенной системы ПВО в настоящее время входят войска ПВО Армении, ВВС и войска ПВО Белоруссии, силы воздушной обороны Республики Казахстан, Военно-воздушные силы Российской Федерации, силы воздушной обороны Киргизской Республики, ВВС и ПВО Республики Таджикистан, войска ПВО и ВВС Узбекистана и воздушные силы Украины. По решению Совета министров обороны государств - участников СНГ группировка войск объединенной системы ПВО насчитывает семь бригад противовоздушной обороны, порядка 50 зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций, более 20 частей истребительной авиации, вооруженных МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, а также 22 соединения и части радиотехнических войск и два подразделения РЭБ.

Объединенная система противовоздушной обороны успешно решает задачи по охране воздушных границ государств - участников Содружества. Дежурные по ПВО силы объединенной системы совместно контролируют порядок использования воздушного пространства, выполняют функции оповещения и предупреждения воздушно-космического нападения и ведут согласованные действия войск противовоздушной обороны по защите важных государственных объектов стран СНГ от ударов с воздуха.

- Что изменилось за эти годы в объединенной системе ПВО СНГ? Какие конкретные мероприятия реализованы в рамках ее создания и развития?

- Важнейшим направлением развития объединенной системы ПВО СНГ остается сохранение и совершенствование взаимного обмена информацией между органами управления государств - участников Соглашения. Оценивая сегодняшнее состояние объединенной системы ПВО, необходимо отметить, что системы управления и связи в целом позволяют совместно решать задачи противовоздушной обороны, в том числе и в автоматизированном режиме. Предпринятыми усилиями сохранен автоматический взаимный обмен информацией о воздушной обстановке между командными пунктами ВВС и ПВО России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и войск ПВО Украины. С остальными государствами обмен информацией осуществляется в неавтоматизированном режиме.

За истекший период удалось фактически возродить противовоздушную оборону в Армении, Таджикистане и Киргизии. Совместными усилиями продолжает успешно развиваться система ПВО Белоруссии, которая является сегодня одной из самых мощных в Европе. Интересный опыт строительства системы противовоздушной обороны накоплен в Республике Казахстан. Наличие такой структуры в Центральной Азии в настоящее время, ее дальнейшая комплексная модернизация являются одним из важнейших факторов стратегической стабильности в регионе. Кроме того, в Белоруссии и Республике Казахстан на различной стадии находятся работы по созданию собственных комплексов средств автоматизации и оснащению ими командных пунктов.

К числу конкретных мероприятий следует отнести восстановление системы управления и взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами военного управления государств - участников Соглашения, создание системы совместного боевого дежурства по ПВО, налаживание и совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки, объединение усилий государств Содружества по строительству и совершенствованию объединенной системы на основе развития национальных систем ПВО.

В целом созданная система управления обеспечивает координацию действий сил и средств, входящих в состав объединенной системы ПВО, а также обмен информацией о воздушной обстановке, боевой готовности и о результатах боевых действий группировки войск объединенной системы ПВО государств-участников. Мы продолжаем развитие системы управления - в Российской Федерации на заключительном этапе находятся работы по переоснащению пунктов управления новыми образцами комплексов средств автоматизации. Ведется планомерная работа по обеспечению их технологического сопряжения.

- Вы упомянули о создании системы совместного боевого дежурства стран - участников ОС ПВО СНГ. Каким образом организовано дежурство, каков алгоритм действий у дежурных по ПВО сил?

- Организованное совместное боевое дежурство стало важным шагом в развитии Объединенной системы противовоздушной обороны стран Содружества. Функционирование системы совместного боевого дежурства позволяет получать информацию о воздушных объектах на западном направлении с удаления до 600 - 800 км, на южном направлении - до 1.500 км, в том числе и в автоматизированном режиме. Силы и средства ПВО каждого из государств-участников решают задачи по противовоздушной обороне как самостоятельно на своей территории, так и во взаимодействии с войсками ПВО на стыках государственных границ, а также в воздушном пространстве сопредельных стран. При этом централизованное оповещение и управление действиями сил и средств ОС ПВО осуществляется с командных пунктов войск ПВО и ВВС государств-участников и ЦКП ВВС России.

Непосредственно организация боевого дежурства предполагает применение войск и сил противовоздушной обороны стран СНГ по согласованному плану. Поочередно задействуются подразделения радиотехнических войск в составе дежурных по ПВО сил с включением радиолокационных станций по графику, что ведет к значительной экономии сил и средств. Для перебазирования дежурных сил авиации при действиях на максимальную дальность или продолжительность полета также предполагается использование аэродромов государств, несущих совместное боевое дежурство. В настоящее время организовано совместное боевое дежурство по ПВО с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Осуществляется также взаимодействие дежурных по ПВО сил России и Украины.

- Представляется ли возможным одновременно контролировать воздушное пространство над территорией восьми государств Содружества? Не ведет ли расширение зоны ответственности объединенной системы ПВО к снижению эффективности противовоздушной обороны в целом?

- Практика совместного выполнения задач боевого дежурства за истекший период показала, что интегрирование национальных систем противовоздушной обороны в регионах коллективной безопасности является наравне с ядерным щитом эффективным инструментом сдерживания возможных угроз. При этом расширение зоны действия в общем воздушном пространстве регионов коллективной безопасности позволяет не только повысить возможности дежурных сил, но и обеспечить существенную экономию финансовых и материальных средств, расходуемых на указанные цели.

Принято решение осуществлять такое интегрирование на региональной основе в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Уже подготовлены проекты международных соглашений по созданию группировок войск ПВО на Кавказском направлении при участии России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а также в Центрально-Азиатском регионе с привлечением войск ПВО Республики Армения. Ведется активная работа по созданию Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности.

В настоящее время на заключительном этапе подписания находится Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Предполагается, что в ее состав войдут соединения и воинские части сторон, находящиеся на территории Восточно-Европейского региона коллективной безопасности: Республики Беларусь, Калининградского особого района, а также приграничных областей Российской Федерации. Боевой состав Единой региональной системы противовоздушной обороны России и Белоруссии будет представлен авиационными частями, зенитными ракетными и радиотехническими формированиями, а также частями радиоэлектронной борьбы. возглавит единую региональную систему противовоздушной обороны командующий объединением Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны одной из стран, который будет назначен на должность Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Беларусь по представлению министров обороны двух стран.

- В каких направлениях планируется координация дальнейшего совершенствования объединенной системы ПВО СНГ?

- Изложенный замысел развития объединенной системы ПВО потребует адекватного совершенствования и всех обеспечивающих систем. Так, совместное применение сил и средств противовоздушной обороны в едином воздушном пространстве невозможно без повседневного строительства систем управления и связи, организации применения войск по единым нормативам и стандартам. Выработка таких стандартов требует внедрения в практику деятельности войск совместно разработанных уставных документов, соответствующих руководств и наставлений, централизованного обучения и подготовки личного состава и боевых расчетов в учебных заведениях и центрах по единым учебным программам.

Кроме того, применение соединений, частей и подразделений стран Содружества невозможно без организации их повседневного тактического взаимодействия, проведения совместных мероприятий оперативно-тактической подготовки. С целью отработки взаимодействия при решении задач совместного боевого дежурства по ПВО, а также совместного применения войск (сил), входящих в состав объединенной системы, ежегодно проводятся командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными по ПВО силами объединенной системы ПВО государств - участников СНГ с реальным обозначением воздушной обстановки. Высшей формой подготовки войск системы ПВО Содружества является проведение ставших уже традиционными совместных учений с боевыми стрельбами с символическим названием "Боевое содружество".

Не менее важным направлением, обеспечивающим развитие объединенной системы ПВО, является проведение согласованной военно-технической политики, развитие систем вооружения, управления и связи по единым стандартам, обеспечивающим их совместное применение. Анализ показывает, что для достижения успеха на данном направлении необходимо создание льготных условий для военно-технического сотрудничества. Во многом для государств - участников ОДКБ такие условия уже созданы и обеспечены соответствующей материальной базой. Целесообразно развивать эту базу и для других государств - участников объединенной системы ПВО.

Заглядывая за рубеж 2010 года, целесообразно ставить задачи совместного применения ударной авиации. Практически во всех государствах - участниках объединенной системы ПВО существуют объединенные виды вооруженных сил ВВС и ПВО под различными наименованиями, что позволяет выполнять задачи не только предупреждения, но и отражения нападения вероятного противника. Военно-политическая необходимость и целесообразность такого направления развития существует уже сегодня. Как показало время, решение, принятое 14 лет назад, было своевременным и продуманным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка