Автор: Глеб Климентьев, Андрей Ковалевский
Опубликовано: 05.10.2009, 12:44
 

Набиуллина разрулит транспорт


Транспортной отрасли в условиях сокращения перевозок нужно урезать инвестиции. Такой совет дает министерство экономического развития. То, что заявления о приоритетном развитии инфраструктуры - лишь разговоры, стало ясно, когда государство объявило о трате 40% бюджета на пенсии, говорят эксперты.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной считает необходимым в среднесрочной перспективе пересмотреть приоритеты в транспортной отрасли, скорректировав также целевые показатели федеральных целевых программ (ФЦП) в сторону снижения. Как следует из прогноза социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг., опубликованном на сайте Минэкономразвития, в 2012 году объем инвестиций в транспортную отрасль снизится на 13% относительно 2008 года.

"Значительное снижение объемов перевозок грузов и пассажиров оказывает негативное влияние на финансовое состояние предприятий и, как следствие, на объемы инвестиций, направляемых ими на развитие транспортного комплекса", - отмечает министерство.

В 2009 году, как ожидает Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал транспортного комплекса сократятся против 2008 года на 21%, в основном за счет снижения средств из внебюджетных источников. В том числе значительное снижение инвестпрограммы прогнозируется на железнодорожном транспорте (около 19%), в гражданской авиации (не менее 25%). Объем инвестиций в дорожное хозяйство может сократиться примерно на 30%. "На объеме инвестиций сказывается, прежде всего, низкая доступность кредитных ресурсов: банковские ставки по кредитам достигают 22%", - говорится в прогнозе.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной дает понять компаниям, что государство не будет пытаться переломить эту тенденцию с помощью бюджетных денег.

В среднесрочной перспективе необходимо сократить расходы на дороги, на строительство, реконструкцию и модернизацию портовой и аэропортовой инфраструктуры, на развитие объектов железнодорожного транспорта, считают эксперты Минэкономразвития. Из-за недостатка ресурсов не будут в срок завершены ряд проектов, в том числе строительство железнодорожного участка в обход Украины, развитие и строительство транспортных развязок в Московской области. Также переносятся сроки строительства объектов федеральной собственности в Усть-Луге. Не завершится строительство и реконструкция объектов единой системы организации воздушного движения (ОВД).

В стране в следующем году будет очень мало денег, признают эксперты. "Есть две статьи расходов, которые остаются в нормальном состоянии - это социалка и все, что связано с безопасностью. Без всего прочего обойдемся", - констатирует научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.

Дальше будет сокращение инвестпрограмм по коммуналке (ЖКХ), энергетике, и т. д., считает эксперт: "Это логично. Ведь это не развивалось и в тучные годы, так зачем начинать сейчас".

От части ФЦП вполне можно отказаться, особенно в условиях нехватки денег, признают эксперты. Если пассажиропоток в аэропорту упал на 25-30%, то строить там новый терминал сегодня совершенно нет смысла.

Вполне можно повременить и со строительством новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Иркутск. "Каждый губернатор старается получить бюджетные деньги, чтобы закопать их в своем огороде, - говорит руководитель аналитического отдела "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - В Иркутске местные власти использовали ситуацию, когда "выкатился" самолет "Сибири" - устроили истерику по поводу переноса аэропорта на новое место. То же самое было в Омске". Но, по словам эксперта, у нас много аэропортов в черте города, и не только в России - в Лондоне в Хитроу самолеты заходят на посадку над центром.

Но есть вещи, на которых экономить нельзя, например на модернизации единой системы организации воздушного движения, говорят эксперты. "Совершенствование системы ОВД должно было повысить безопасность полетов при увеличении их интенсивности и сократить расходы на аэронавигационное обслуживание, - говорит Пантелеев. - Нельзя экономить на безопасности, нельзя допускать, чтобы из-за отсутствия инвестиций ставилась под угрозу работа того или иного аэропорта".

А Игорь Николаев из ФБК считает, что перекос в бюджетных тратах, который допускает правительство, в принципе вреден. У нас приоритеты антикризисной политики - повышение устойчивости финансовой системы и социальная защищенность. Но повышение пенсий и пособий антикризисными мерами являться не могут. От них экономика не заработает. "Если же деньги направить в инфраструктуру, это приведет к стимулированию экономического роста.

В перспективе сами пенсионеры выиграют гораздо больше от работающей экономики", - говорит Николаев. Транспортная отрасль должна быть приоритетом номер один, полагает эксперт. Вложения в нее дают наибольший мультипликативный эффект. А в кризис - особенно.

Компании уже готовятся сделать вывод из советов правительственных чиновников. Изначально у РЖД были разработаны две инвестпрограммы на 2009 год: первая - с учетом помощи государства, вторая - за счет только собственных средств, рассказали "Газете.Ru" в компании. "Сейчас компания реализует второй сценарий развития, составляющий 252 млрд рублей. Что касается следующего года, то программа находится на стадии формирования".

Но если уж государство не готово вкладываться в отрасль, то пусть хоть не давало бы советов компаниям, как им тратить деньги, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: это не дело МЭРТ, а вопрос бизнес-планирования каждой отдельной транспортной компании.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 октября 2009 года | Дайджест публикаций за 5 октября 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Безопасность полетов, Пантелеев Олег (в процессе тестирования)