О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылатые композиты

Когда Россия и Индия заключили соглашение о совместном производстве истребителей пятого поколения, было решено, что композитные материалы поставит Индия: у России таких технологий просто не было. Но они могут появиться уже до конца года

В начале 2009 г. Россия и Индия заключили соглашение о совместной разработке и производстве истребителей пятого поколения. Было решено, что сверхпрочные и легкие композитные материалы для самолетов-"невидимок" поставит Индия: у России таких технологий тогда еще просто не было. Но они могут появиться уже до конца года

Производство композитных материалов (препрегов) - отрасль, которой в России сейчас практически нет, констатировал в середине сентября гендиректор "Роснано" Анатолий Чубайс. Это значит, что в ближайшие пять лет существование российской авиационной промышленности окажется под вопросом: все западные и даже азиатские авиастроители уже сейчас выпускают самолеты из легких и прочных композитных сплавов, по сравнению с которыми российская продукция становится просто неконкурентоспособной. Еще через несколько лет под вопросом окажется существование космической промышленности, затем - судо- и автомобилестроения в России, продолжил Чубайс. Затем, по его словам, станут анахронизмом используемые в России традиционные методы строительства: высотные здания будут создаваться с использованием композитных материалов нового поколения, которые в России не производятся.

Кандидат в рекордсмены

Но композитные материалы нового поколения начнут производиться в IV квартале 2009 г., обещает Виктор Авдеев, первый заместитель гендиректора и генеральный конструктор компании "ХК "Композит". Эта компания наряду с "Унихимтек-композитом" представили в "Роснано" проект выпуска композитных материалов на российской площадке и получили одобрение. Для производства была образована проектная компания "Препрег-СКМ", которая в сентябре 2009 г. вошла в ХК "Композит". Завод строится в подмосковном Климовске, рядом с Подольском.

Поддержка "Роснано" потребовалась потому, что проект получится дорогой, объясняет Авдеев: только на покупку импортного оборудования придется израсходовать $50-100 млн. Инвестиции в запуск проекта, по данным "Роснано", составят сопоставимую сумму - 3,5 млрд руб. ($116,6 млн по курсу на 1 октября), из которых 3,2 млрд руб. предоставит "Роснано". Первоначально речь шла о сумме на 20-25% меньше, но из-за кризиса, сделавшего доллар более дорогим, расходы пришлось увеличить, объясняет Авдеев.

Все основные материаловедческие параметры препрегов для авиапромышленности, которые начинает выпускать ХК "Композит", будут "в 2-3 раза" более жесткими, чем параметры материалов, которые выпускаются в России сейчас, обещает он. А производственная мощность завода будет превосходить масштабы ныне существующих российских производств "в 5-7 раз". На первых порах "Препрег-СКМ" будет выпускать композитные материалы, аналогичные тем, что применяются в зарубежном самолетостроении, но конечная задача проекта с "Роснано" - превзойти сегодняшние мировые рекорды, говорит Авдеев. Прочность материала, который обещает производить ХК "Композит", составит порядка 300-320 кг/кв. мм, а температура его эксплуатации - до 320 градусов Цельсия. Добиться этого, по словам Авдеева, можно только с помощью нанотехнологий.

Авиастроение - далеко не единственная отрасль, на которую ориентируется ХК "Композит". "В оптимистичном сценарии авиация будет занимать процентов 10% [оборота проектной компании]", - говорит Авдеев, но замечает: создание композитных материалов для авиации - задача даже более сложная, чем создание материалов для космической техники. Космические аппараты используются максимум несколько лет, а авиатехника - по 30 лет, объясняет он. "Тот, кто сможет быть конкурентоспособным на этом рынке, сможет строить мосты, корабли, заниматься высотным строительством", - резюмирует Авдеев.

Правда, для внедрения в промышленность композитных материалов придется поменять множество стандартов: в той же авиации, энергетике и других стратегических отраслях сейчас запрещено применять новые материалы, не предусмотренные отраслевыми ГОСТами и СНИПами.

Менеджеру Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) о планах покупок композитов у "Препрег-СКМ" для военных и гражданских самолетов пока не известно. По его словам, сама ОАК планирует развивать два центра производства композитов - в Воронеже и подмосковных Луховицах.

Со временем композитные материалы займут место и в повседневной жизни, допускает Авдеев, приводя в пример эволюцию производства мобильных телефонов. Сначала их делали только из пластмассы, потом появились аппараты из более прочного титана, а сейчас появляются модели из углепластика.

Износостойкие проекты

Развитие производства композитов - одно из четырех приоритетных направлений деятельности "Роснано" наряду с оптоэлектроникой, солнечной энергетикой и медициной. Но помимо производства композитных материалов как таковых госкорпорация поддерживает также производство конкретных изделий и оборудования из наноматериалов.

В частности, в середине сентября наблюдательный совет "Роснано" одобрил ее участие в проекте по созданию крупносерийного производства режущего инструмента из нанопорошка кубического нитрида бора - это второй по твердости материал после алмаза. Этот инструмент может использоваться для черновой и финишной обработки деталей, в первую очередь в таких отраслях, как тяжелое машиностроение, автомобилестроение, добывающая промышленность, строительство.

Партнер "Роснано" по этому проекту - российская "Микробор технолоджи", созданная в 1999 г. и выпускающая этот нанопорошок. "Роснано" и "Микробор" создадут совместную проектную компанию, в уставный капитал которой "Микробор" внесет существующий бизнес и 35 млн руб., а "Роснано" - 234 млн руб. Кроме того, в течение первых трех лет работы проектной компании "Роснано" предоставит ей заем в 461 млн руб. Общая стоимость проекта (с учетом кредита и стоимости бизнеса "Микробора") составит 930 млн руб.

Проектная компания будет ориентироваться на рыночные заимствования, заем средств у "Роснано" лишь одна из возможностей, уточнил "Ведомостям" управляющий директор "Роснано" Александр Кондрашов. "Мы будем готовы предоставить заем в случае сложной ситуации на финансовом рынке и исключительно по рыночной ставке", - говорит он. Срок окупаемости вложений в проект Кондрашов оценивает в пять с половиной лет. Материал, на базе которого планируется выпускать продукцию, является собственной разработкой "Микробора", добавил гендиректор "Микробор нанотеха" Александр Тимофеев.

В рамках проекта будет создан полный производственный цикл - от синтеза нанопорошка кубического нитрида бора до изготовления из него режущего инструмента. Промышленное производство инструмента из нанопорошка кубического нитрида бора в мире пока отсутствует, хотя сам нитрид бора и инструмент из него производят Sandvik, Kennametal и Iscar. Но эти компании используют микронный, а не наноразмерный порошок, говорит Кондрашов. Использование нанопорошка делает инструмент еще более износо- и теплостойким, а затраты на обработку деталей таким инструментом могут снижаться на величину до 60%.

"Микробор нанотех" планирует поставлять продукцию как на внутренний, так и на международный рынок, выпуск первой партии запланирован на III квартал 2010 г.

А в июне "Роснано" объявила об участии в проекте по производству износостойких изделий из керамики с ООО "Вириал" стоимостью 1,6 млрд руб. "Роснано" инвестирует 501,5 млн руб. и готова предоставить компании заем на сумму до 150 млн руб. и гарантии по кредитам на 220 млн руб., рассказывал управляющий директор "Роснано" Дмитрий Лисенков. Продукцию "Вириала" покупают производители керамического инструмента и насосов для добычи нефти....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка