О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"МиГ" вместо "Сухого": что ждет палубную авиацию?

В составе ВМФ России на сегодня находится единственный авианосец "Адмирал Кузнецов", в авиагруппе которого числятся 12 истребителей Су-33 и около 20 вертолетов

В составе ВМФ России на сегодня находится единственный авианосец "Адмирал Кузнецов", в авиагруппе которого числятся 12 истребителей Су-33 и около 20 вертолетов. Построенные в начале 90-х годов истребители все более нуждаются в замене. На протяжении последних лет любители и специалисты активно обсуждали различные варианты обновления авиагруппы - от модернизации имеющихся машин до возобновления серии Су-33.

В итоге в конце сентября 2009 года ряд СМИ опубликовал информацию о решении министерства обороны России приобрести 26 истребителей этого типа для замены Су-33.

Какие выводы можно сделать из этого сообщения? Во-первых, как минимум ясно то, что "Адмирала Кузнецова" планируется сохранить в составе флота и после 2012-15 года, когда истечет ресурс базирующихся сегодня на нем истребителей.

Во-вторых, выбор в пользу МиГ-29К вместо более экономичной модернизации "Сухих", по мнению некоторых специалистов, говорит о том, что Россия, возможно, готовится к тому, что модернизируемый по индийскому заказу авианосец "Викрамадитья" (экс-"Адмирал Горшков") войдет в состав ВМФ РФ, поскольку разногласия между РФ и Индией по вопросу условий контракта пока так и не устранены. При этом Су-33 на меньшем по размерам "Горшкове" базироваться не могут. В этом случае заказа МиГ-29К для "Кузнецова" позволит подготовить пилотов для авиагрупп двух кораблей, которые суммарно могут нести более 60 истребителей данного типа.

Следует при этом отметить, что возможный отказ Индии от "Викрамадитьи" не означает отказа от МиГ-29К, которые планируется использовать в том числе на авианосце собственной индийской постройки, строительство которого началось недавно. Предполагается, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ с возможностью увеличения поставок в дальнейшем.

Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9-31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-27К (Су-33). Однако вскоре последовавший развал СССР и резкое сокращение финансирования военных программ привели к тому, что от доводки МиГ-29К отказались, и Су-33, построенный в 1990-1995 годах в количестве 24 единиц, стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации, как уже сказано выше, находятся 12 машин этого типа.

Новая программа МиГ-29К началась после заключения контракта с Индией на передачу и глубокую модернизацию "Горшкова". Новая машина получила фирменный индекс 9-41 (9-47 для двухместной версии МиГ-29КУБ), но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.

Новый МиГ-29К поднялся в воздух в 2007 году. От базового МиГ-29 новая машина отличалась возросшей надежностью узлов и агрегатов, более экономичными двигателями, возросшей дальностью полета и боевой нагрузкой. Также новый палубный истребитель получил современное управляемое вооружение "воздух-поверхность" и усовершенствованное радиоэлектронное оборудование, что значительно увеличило его возможности. По эти параметрам он унифицирован с новейшими "сухопутными" вариантами "29-го" семейства: МиГ-29М и МиГ-35.

В России интерес к программе МиГ-29К возник вновь после того, как было объявлено о планах постройки для ВМФ нескольких авианосцев. Су-33 к этому моменту уже устарел, и возобновление его производства стало бессмысленным.

МиГ-29К был выбран в качестве варианта замены Су-33. Уступая этому тяжелому истребителю по дальности полета и боевой нагрузке, он значительно превосходит эту машину по уровню радиоэлектронного оборудования и номенклатуре вооружения за счет наличия богатого арсенала управляемых ракет "воздух-поверхность" и корректируемых авиабомб.

В настоящее время принятие на вооружение МиГ-29К позволит заполнить разрыв между списанием Су-33 и появлением палубных вариантов истребителя пятого поколения Т-50, а в дальнейшем, возможно, и легкого истребителя пятого поколения.

Нужно также сказать, что вследствие катаклизмов последних двадцати лет Россия так и не смогла реализовать концепцию полноценной палубной авиагруппы. Такая группа, укомплектованная тяжелыми и легкими истребителями, палубными самолетами ДРЛО и вертолетами разных типов, должна насчитывать в общей сложности 50-60 летательных аппаратов.

Однако необходимо отметить, что за двадцать прошедших лет Россия так и не смогла, к сожалению, реализовать задуманную в СССР концепцию построения полноценной авиагруппы численностью 50-60 летательных аппаратов, которая должна была бы включать тяжелые истребители (Су-33), легкие (МиГ-29К), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (Як-44) и разнообразные вертолеты. В настоящее время она также не может быть реализована - готового к серийному производству современного тяжелого истребителя в России нет, нет и самолета ДРЛО. Остается надеяться, что эта ситуация будет исправлена в обозримом будущем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Саратовские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка