Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Полина Никольская
Опубликовано: 07.10.2009, 16:14

Пассажиров застрахуют от метро


Минтранс предлагает обязать всех перевозчиков страховать жизни пассажиров. Новый законопроект касается даже горожан, пользующихся метро. С новыми правилами, как говорят источники, билеты могут подорожать на 5%. Компенсация в случае смерти пассажира или причинения тяжкого вреда его здоровью составят порядка 2 млн рублей.

Перевозчиков всех видов общественного транспорта обяжут застраховать жизни пассажиров. Об этом говорится в федеральном законопроекте Министерства транспорта "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам", опубликованном на сайте ведомства.

Как сказано в пояснительной записке, в основу легли уже существующие стандарты для авиаперевозок - ст. 133 Воздушного кодекса РФ (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна).

Только теперь требования к страхованию самолетов будут применяться и к "железнодорожному транспорту, воздушному транспорту, автомобильному и городскому наземному электрическому транспорту, морскому транспорту, внутреннему водному транспорту, а также к метрополитену". "Закон подлежит применению ко всем видам транспорта, для которых действует соответствующий транспортный устав или кодекс. Сюда не входят маршрутки (с участие которых происходит большинство ДТП на общественном транспорте - "Газета.Ru") и легковые такси", - пояснили "Газете.Ru" в пресс-службе Минтранса.

Суммы страховой выплаты будут такими же, как при обязательном страховании авиаперелетов: если пассажир погиб, то компенсация должна составить не меньше чем 2 млн 25 тыс. рублей, за причинение вреда здоровью потерпевшего - не меньше 2 млн рублей, за причинение вреда имуществу потерпевшего - не меньше 23 тыс. рублей.

Согласно законопроекту, устанавливать франшизу (часть, которую компания при наступлении страхового случая не выплачивает) для рисков причинения вреда жизни или здоровью перевозчик права не имеет. "Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года", - сказано в законопроекте. Минимальные выплаты для отдельных видов транспорта вправе установить правительство, но условия договора должны быть в итоге не хуже тех, которые предлагаются Минстрансом. Как сказано в проекте министерства, указанный размер страховой выплаты будет достаточным для "поддержания уровня жизни" в случае гибели пассажира-кормильца в течение 4-10 лет, а пострадавший на эти деньги сможет получить качественные медицинские услуги.

Все выплаты пострадавший должен получить через 30 дней после того, как сдал все документы страховщику.

Пострадавшие пассажиры, которые сильно нуждаются в деньгах и не могут ждать месяц, вправе приложить к документам заявления о предварительной частичной выплате. Кроме того, при смерти пассажира страховщик обязан заплатить его семье в течение трех дней после получения всех необходимых документов 100 тыс. рублей в счет страховых выплат. В случае причинения тяжкого вреда здоровью пассажира - 50 тыс. рублей. Как сказано в пояснительной записке, страховое возмещение при причинении вреда здоровью будет считаться с помощью таблицы, которая сейчас используется страховыми организациями. По ней "для каждого конкретного повреждения здоровья величина страхового возмещения определяется в процентах от страховой суммы".

"За просрочку исполнения страховщик уплачивает выгодоприобретателю пеню в размере 1,75 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком, от несвоевременно выплаченной суммы за каждый день просрочки", - говорится в законопроекте. "Воздействия на пассажира ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров, военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок" может быть исключено из договора по соглашению сторон.

Также в договоре обязательного страхования должны быть указаны обстоятельства, влияющие на сумму страховых выплат. Учитывая эти обстоятельства, страховщик вправе требовать от перевозчика или пассажира "доплаты страховой премии".

По прогнозам министерства, объем компенсаций после принятия закона вырастет до 6-11 млрд рублей ежегодно. А в страховых компаниях должно появиться 450 новых рабочих мест.

"Доля затрат на обязательное страхование в структуре затрат перевозчика, обеспечивающего приемлемый уровень безопасности, не будет высокой. Насколько я помню, билеты не должны будут подорожать больше чем на 5%", - сказал собеседник "Газеты.Ru" в Минтрансе.

Адвокаты, защищающие интересы граждан при транспортных происшествиях, по-разному отнеслись к инициативе министерства. Так, юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов отметил, что относится к инициативе положительно. "Но, какими будут тарифы и как это будет осуществляться, остается неясным", - отметил он. Адвокат Игорь Трунов, защищающий интересы родственников жертв нескольких авиакатастроф, отметил, что идея законопроекта "хорошая и нужная", но компенсации "снова предлагаются маленькими". "Будет так же, как и с самолетами. Для пассажиров тех лайнеров, что летают у нас в стране, компенсация составляет порядка 2 млн рублей. А по международной Монреальской конвенции пассажирам самолетов, пролетающих над Европой, положено более 9 млн рублей, то есть 340 тыс. евро. Поэтому над Россией летают старые самолеты в аварийном состоянии, а над зарубежьем новые, процент аварийности которых ниже. Так теперь будет и с поездами и автобусами. Зачем нам подобная двойственность?" - сказал адвокат.

Сам Минтранс относится к законопроекту оптимистично. Он разрабатывался в течение нескольких лет "во исполнение поручения президента РФ еще от 12 июня 2006 года". "Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки", - говорят в Минтрансе.

Действительно, страхование всех пассажиров общественного транспорта, кроме пассажиров самолетов, сейчас не обязательно. Так, Российские железные дороги (РЖД) осуществляют добровольное страхование пассажиров через компанию ЖАСО. Несколько лет назад компанией заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФМС), которая утверждала, что РЖД - монополист, который пустил "на свою территорию" только ЖАСО. Ведомство требовало, чтобы в добровольном страховании пассажиров участвовали как минимум четыре компании, но пока ситуация не изменилась.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 октября 2009 года | Дайджест публикаций за 7 октября 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.