Независимое военное обозрение
9 октября 2009, 11:48
Успех с намеком на неприятность
Индия хочет еще Су-30МКИ и МиГ-29К, а о новых МиГ-35 пока не говорит ни слова
Новости, что ни говори, приятные. Особенно если учесть сложности, возникшие в последнее время с выполнением Россией своих обязательств по достройке и модернизации авианесущего крейсера Vikramaditya ("Адмирал Горшков") для ВМС Индии, решение Дели отказаться от покупки отечественных самолетов-разведчиков Ил-38, другие явные и неявные противоречия в сфере военно-технического сотрудничества, которые уже привели к некоторому снижению объемов валютной выручки на индийском направлении. А тут нашим авиастроительным предприятиям светят долговременные заказы и немалые доходы. 50 Су-30МКИ могут стоить никак не меньше двух с лишним миллиардов долларов. Плюс деньги за корабельные "МиГи". Практически половина средней годовой выручки наших экспортеров оружия и боевой техники. Как тут не порадоваться за них и за родной оборонно-промышленный комплекс!
Напомним, Дели уже закупил для своих ВВС тремя партиями 230 многофункциональных истребителей Су-30МКИ на общую сумму в 8,5 млрд. долларов. Сам самолет был разработан под индийские тактико-технические требования. На нем стоит французская, израильская и индийская авионика. Совместить отечественные системы управления с зарубежными оказалось очень сложной задачей, но российские конструкторы с ней успешно справились, о чем и свидетельствует растущий интерес индийских летчиков к нашим "сушкам". В 1999 году они получили 40 истребителей Су-30, которые еще не были доработаны до уровня Су-30МКИ, на сумму в 1,46 млрд. долларов для обучения работе на машинах этого класса.
Потом в Индию начали поставляться новые истребители. А вместе с ними была передана технология на производство этих машин на предприятиях корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited), и к 2015 году ее заводы должны выпустить 140 таких самолетов. На сегодняшний день, согласно справочнику The Military Balance, в индийской армии 48 Су-30МКИ (по другим данным - 105). Размещены они в основном в Кашмирской долине - в непосредственной близости от границ Пакистана и Китая, на авиабазе близ города Сринагар. Как утверждают местные газеты, эти истребители "способны нести на борту до восьми тонн вооружений, включая ядерные боеприпасы", и перед ними поставлена задача осуществлять "проникающие миссии" не только в небе над Кашмиром, но и в зоне высокогорного плато Ладакх, включая район Каргила, где в 1999 году вспыхнул ожесточенный индо-пакистанский конфликт.
Надо учесть и то обстоятельство, что Дели ведет переговоры с Москвой о создании на базе уже существующих крылатых ракет "БраМос" для подводных лодок и надводных кораблей, а также частей береговой обороны новой сверхзвуковой крылатой ракеты для подвески под фюзеляжем Су-30МКИ. Она должна применяться для нанесения ударов по наземным и надводным целям с воздуха. Контракт на ее разработку пока не подписан, но все движется к тому, что в ближайшее время он будет заключен. Об этом говорили официальные лица Индии и России и во время работы Международного авиакосмического салона МАКС-2009. А The Times of India цитирует слова маршала авиации Прадипа Васанта Наика, который сказал: "Мы должны наращивать боевые возможности авиации в соответствии с требованиями как сегодняшнего дня, так и завтрашнего".
С самолетами МиГ-29К/МиГ-29КУБ картина несколько иная. Их еще нет на вооружении у индийских ВВС и ВМФ. Они для них только строятся, так как пока еще не готов и носитель этих истребителей - авианосец Vikramaditya, который продолжает стоять у стенки "Севмашпредприятия" в Северодвинске. Но индийские летчики уже начинают потихоньку осваивать эти машины - на тренажерах, заводских стапелях, в кабинах первых истребителей, взлетевших с заводских аэродромов. А после того как в конце сентября несколько корабельных "мигарей" в Баренцевом море успешно сели на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", а потом и взлетели с него, сомнений у индийцев не осталось. К 16 заказанным самолетам они захотели прикупить еще столько же. Зачем? Вопрос, который надо задать им, но об ответе можно догадаться.
Есть информация, что Дели строит свой авианосец и для него ему нужен новый палубный истребитель. Желательно легкий. Как сообщает журнал Defense News, ранее они хотели заказать его у известной американской корпорации Lockheed Martin, но что-то не срослось. Вроде бы корпорация не получила на то согласие Белого дома, и индийцы решили сменить партнера. Не исключено, они присматриваются и к такому варианту, как наш МиГ-29К/МиГ-29КУБ. Совсем "легким" назвать этот истребитель нельзя, хотя он миниатюрнее, чем, к примеру, еще один корабельный самолет Су-33. А со своими самолетами у Дели пока не очень получается. Даже со сборкой Су-30МКИ по нашей лицензии на собственных заводах у них есть сложности. Так что "опора на иностранную помощь" там не только не осуждается, а приветствуется.
И тем не менее после таких явных и не очень перспектив для отечественной оборонки в сотрудничестве с надежным партнером с полуострова Индостан появляются некоторые сомнения. Дело в том, что, как знают наши читатели, Россия участвует в тендере, объявленном Министерством обороны Индии на поставку ВВС страны 126 новых средних многоцелевых истребителей (MMRCA). Кроме нашей Российской Федерации, предлагающей Дели многофункциональный истребитель МиГ-35 с регулируемым вектором тяги и другими боевыми достоинствами, в него пробились США с самолетом F/A-18E/F Super Hornet фирмы Boeing, уже упоминавшийся Lockheed Martin с F-16 Fating Falcon, а также французский Dassault Aviation с Rafale, шведский SAAB JAS-39 Grippen, европейский (Великобритания-Германия-Италия-Испания) Eurofighter EF-2000 Typhoon. Испытания этих машин уже начались на базах местных ВВС в самых сложных условиях воздушного боя, при массированном воздействии на них средств радиоэлектронной борьбы, противодействия других самолетов. В том числе и нашего Су-30МКИ…
Вскоре предстоит такой экзамен и нашему МиГ-35. Автору этих строк довелось видеть, как пилотировал этот самолет в феврале нынешнего года на международной выставке в Бангалоре летчик-испытатель фирмы "МиГ" Михаил Беляев. Фигурами высшего пилотажа, которые он показывал на своем истребителе, любовались не только простые посетители салона, но и авиационные специалисты, эксперты, конструкторы, боевые летчики многих стран. Тогда казалось, что у нашей страны очень большие шансы победить в предстоящем тендере. Сейчас у меня появились сомнения. Почему?
Индия - очень сложный и неоднозначный партнер в военно-техническом сотрудничестве. И ничего ее руководители и генералы не делают просто так. Если они решили закупить еще по партии Су-30МКИ и МиГ-29К/МиГ-29КУБ, то не исключено, что ставку в победе на тендере уже сделали на другую, не русскую машину. Дели давно руководствуется принципом "не складывать все яйца в одну корзину". Может быть, и здесь он хочет подойти дифференцировано. Купить у русских то, что уже себя зарекомендовало, а у другой страны - другую технику. Тем более что от западных конкурентов нашего ОПК ему делаются самые заманчивые предложения, больше похожие на искушение.
Хочу ошибиться в своих предположениях, боюсь оказаться Кассандрой, но все же…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 17, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и городами Дальневосточного федерального округа
Апрель 17, 2024
В США появилась первая в мире чартерная авиакомпания для собак "Лай Эйр"