О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Lufthansa приземлилась на налоги

Высший арбитражный суд взялся решить, могут ли иностранные авиакомпании не платить в России налоги, ссылаясь на соглашения о воздушном сообщении. Тем временем суды трех инстанций признали, что Lufthansa не может

Немецкая Lufthansa стала первой европейской авиакомпанией, которую московская инспекция ФНС № 47 обвинила в неправильной трактовке межгосударственного соглашения о воздушном сообщении. В конце 2007 г. компании были доначислены 232 млн руб. за 1999-2001 гг. по итогам проверки уплаты уже отмененных налогов (с продаж, на пользователей автодорог, содержание жилищного фонда и объектов соцсферы).

Lufthansa оспорила решение налоговиков, к сентябрю прошлого года проиграла спор в двух инстанциях, но в Федеральном арбитражном суде Московского округа (ФАС МО) добилась рассмотрения дела заново. Но снова проиграла две инстанции, а вчера ФАС МО подтвердил решения нижестоящих судов.

Инспекция уже списала деньги со счета компании, сказал "Ведомостям" вице-президент Lufthansa Карстен Бенз: "Lufthansa не согласна с решением суда, ищем возможности вернуть деньги".

От уплаты налогов в России Lufthansa освобождается по соглашению между СССР и ФРГ от 1971 г., говорили представители компании в суде. По нему выручка от международных перевозок немецких и советских компаний облагается налогами у себя дома. У компании фактически есть постоянное представительство в Москве, осуществляющее сбор платежей за перевозку, настаивали налоговики: соглашение об избежании двойного налогообложения между ФРГ и Россией предписывает в таких случаях платить налоги в России.

Хотя дело касается уже отмененных налогов, оно станет важным при рассмотрении других споров — по налогам на прибыль и НДС, говорит сотрудник налоговых органов: ведь кассация подтвердила, что при работе офиса компании фактически в качестве постоянного представительства авиакомпании обязаны платить налоги. Та же инспекция ФНС № 47 в прошлом году доначислила 31 млн руб. "Бритиш эруэйз плс" по итогам 2004-2006 гг. и примерно по 30 млн руб. — "Эр Франс" и "Конинклийке люхтваарт маачаппий Н.В." (входят в альянс Air France-KLM).

"Эр Франс" проиграла спор в первой инстанции, а KLM — выиграла, но рассмотрение обоих дел в апелляции приостановлено до решения Высшего арбитражного суда (ВАС) по делу British Airways. Как выяснили "Ведомости", 21 сентября тройка судей ВАС передала в президиум спор компании с налоговиками (текст определения есть у редакции, дата рассмотрения пока не назначена).

По мнению налоговиков, British Airways не платила НДС с операций по грузовым авиаперевозкам, а в 2004-2006 гг. — налог на прибыль с разницы между официальным курсом рубля к фунту и используемым компанией. Авиакомпания же ссылается на советско-британское соглашение о воздушном сообщении (1957 г.). Оно освобождает от налогов платежи, полученные в России и переведенные в фунтах в головную компанию. Но по соглашению стран об избежании двойного налогообложения (1994 г.) от налогов освобождается только компания, не имеющая постпредства в России, и только доходы от эксплуатации самолетов. Представитель British Airways Ричард Гудфеллоу отмечает, что в ВАС рассматривается лишь часть дела (по налогу на прибыль), другая же (по НДС) находится в апелляции. Действия British Airways он не комментирует. Представитель Air France-KLM от комментариев отказался.

Представитель Lufthansa Ааге Дюнхаупт опасается появления у налоговиков новых претензий к компании. Германия подписала специальное соглашение еще с Советским Союзом об освобождении от налогов для представительств, отмечает он: "Аэрофлот", например, не платит налогов в Германии. Формально, возможно, налоговики и правы, но требовать налоги с иностранных представительств — нарушение международной практики отношений в авиации, говорит гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Он опасается аналогичных санкций к российским компаниям в Европе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка