О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гастарбайтеры за штурвалом

Авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой разрешить брать на работу иностранных пилотов. Чиновники пока думают, а летчики-россияне начинают паниковать. Если на работу станут брать иностранцев, российским авиаторам придется уйти из профессии

Авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой разрешить брать на работу иностранных пилотов. Чиновники пока думают, а летчики-россияне начинают паниковать. Если на работу станут брать иностранных специалистов, российским авиаторам придется уйти из профессии.

Уже сейчас за счет сокращений на авиационном рынке труда избыток кадров. Однако компании-авиаперевозчики четко обозначили проблему: от эксплуатации отечественных самолетов все отказываются, а российские пилоты в большинстве своем умеют управлять только нашими судами. С введением зарубежных машин они остаются не у дел. По действующему законодательству находиться в кабине самолета может только гражданин России.

Переобучением компании заниматься не хотят. Во-первых, это дорого. "Авиакомпании из-за кризиса вынуждены сокращать издержки. Разумеется, им было бы выгоднее брать уже готовых иностранных специалистов. Потому что на переподготовку российского пилота нужно порядка 15 тысяч евро", — комментирует генеральный директор компании "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко.

Во-вторых, даже если компания возьмется переобучать пилота на управление зарубежным самолетом, она столкнется с рядом проблем. "Большинству российских пилотов около 40 лет — это предпенсионный возраст. К тому же все инструкции идут только на английском. Пилоты плохо знают английский язык, и это усложняет обучение", — объясняет руководитель отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин.

Дорого и небезопасно

Идея брать на работу пилотов-иностранцев таит в себе массу опасностей. В первую очередь речь идет о перенасыщении рынка труда. "С одной стороны, это будет стимулировать наших соотечественников развиваться, совершенствовать свои навыки, чтобы выдержать конкуренцию, — объясняет Анастасия Мирошниченко. — Но вместе с тем у нас уже сейчас огромное количество безработных летчиков, и мы не знаем, куда их трудоустраивать". Эксперт отмечает: если пилоты не найдут работу, они пойдут в другую сферу, а те, чей возраст близок к пенсионному, вообще уйдут с рынка труда.

Другой нюанс, который должен насторожить идейных вдохновителей новой инициативы, — безопасность полетов. Трудно представить, как будут общаться между собой пилот-немец и диспетчер в аэропорту, скажем, на Крайнем Севере. Ещё неизвестно, какая задача сложнее — найти диспетчера, в совершенстве владеющего английским, или пилота-иностранца, говорящего на русском, как на родном.

"По сравнению с Европой у нас не такие высокие социальные стандарты, чтобы переманивать оттуда лучших пилотов. Наши авиакомпании не смогут предложить им зарплату, сравнимую с европейской. Значит, это будут второсортные специалисты. Зачем они нам, когда полно своих высококлассных работников? Деньги нужно вкладывать в их переобучение, а не в оплату труда иностранцев", — возмущается президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук. К тому же профсоюзный лидер обращает внимание, что в Евросоюзе, на который мы равняемся, действуют те же правила — работать на судне может только гражданин страны ЕС.

Наших научат летать

Необходимость переподготовки отечественных пилотов понимают и сами авиакомпании. "Если поправка будет принята, это даст нам возможность привлекать квалифицированных специалистов, которые будут работать инструкторами и смогут переобучить наших, российских сотрудников", — считает генеральный директор авиакомпании "Регион Авиа" Денис Павшинский.

Топ-менеджер объясняет: средний возраст летного состава сейчас в районе 50 лет. Многих совсем скоро спишут. Молодых пилотов тоже много, и все они стремятся попасть на работу на иностранное судно, потому что там больше платят. А чтобы летать на зарубежном самолете, необходима переподготовка. По мнению эксперта, привлекать нужно специалистов из США и Европы.

На работу не возьмут

В Министерстве транспорта РФ по авиации "Труду" рассказали, что идею привлечения иностранной рабочей силы авиакомпании высказывали ещё несколько лет назад, когда рынок рос и квалифицированных кадров не хватало. Сейчас у чиновников свои представления о том, как нужно решать проблему. Во-первых, они обсуждают возможность сократить время обучения в вузах и ссузах, которые готовят летчиков. Сейчас в большинстве из них курсанты учатся четыре года, тогда как в других странах — два. Сокращать собираются за счет непрофильных предметов, таких, например, как этика и эстетика.

Также Минтранспорта собирается поставить авиакомпаниям условие: иностранная техника не будет сертифицироваться до тех пор, пока не будут поставлены тренажеры, на которых пилоты смогут овладеть управлением зарубежного самолета. Иными словами, если авиаперевозчик хочет заменить Ту-134 на Boeing 737, сначала он должен приобрести тренажер — муляж, точную копию кабины управления, где и будут обучаться пилоты. Сейчас для этого работника нужно отправлять за границу.

Если инициативу авиаперевозчиков поддержат в министерстве, российским летчикам придется туго. На то, что их станут переобучать, можно и не надеяться. Выхода два: тратить на переподготовку собственные деньги, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, либо искать новую сферу, где можно приложить себя, например преподавать в летном учебном заведении, которых, кстати говоря, в России не так уж и много — 13 средних специальных и 3 высших.

Кадры
  • 200 пилотов приблизительно нужно для работы на иностранных авиалайнерах
  • 250 курсантов будет выпущено из учебных заведений России в 2010 году
  • 15 тысяч евро стоит переподготовка одного пилота
  • 41 год составляет средний возраст пилота в России
Источник: данные компаний, данные профсоюза летного состава России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Удмуртская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка