О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Возрождение крыльев

Российские авиастроительные компании объединяют в госкорпорацию ОАК, которая через два-три года выйдет на IPO. Стать акционером этого конкурента Boeing и EADS можно уже сегодня

Авиасалон МАКС-2009 в подмосковном городе Жуковском, который проходил в конце августа, посетило более чем полмиллиона человек, несмотря на огромные очереди на входе и пасмурную погоду. Общая сумма заключенных контрактов составила рекордные $10 млрд. При этом, по словам генерального директора ГК "Ростехнологии" Сергея Чемезова, львиная доля контрактов была заключена между российскими партнерами. "Это неопровержимое свидетельство возрождения отечественной авиации, окончания затянувшегося периода, когда российский авиапром выживал почти исключительно за счет экспортных заказов", — подчеркнул он.

Ранее, несмотря на то что Россия стабильно входила в десятку стран-лидеров по расходам на вооружение, внутренние заказы на военно-воздушную технику сводились, как правило, к модернизации уже существующего парка, а не к закупке новых современных истребителей. По данным отчетности "Иркута" за 2008 год, 90% своей выручки он получил за счет экспортных контрактов. Основные рынки сбыта компании — Индия, Китай, Венесуэла, Малайзия, Алжир. В то же время иностранные конкуренты получают доходы в основном благодаря внутренним заказам.

Еще одна проблема — отставание технологий. На протяжении 1990−х отрасль была, по сути, заброшенной. А для создания новых разработок нужны годы. В результате если в США уже сейчас созданы и проходят испытания истребители пятого поколения, то в России они находятся на стадии разработки и проектирования. Сейчас власти пытаются реанимировать отрасль. Не исключено, что в скором времени будет проведена реорганизация подобно реформе РАО ЕЭС и АвтоВАЗа. Примерно три года назад с этой целью была создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в состав которой уже вошли 18 предприятий, и это еще не предел: список может расшириться. IPO ОАК состоится только через несколько лет. Однако уже сейчас инвесторы могут попробовать заработать на этом.

Обмен вслепую

В данный момент ОАК проводит допэмиссию на 66 млрд руб. Акции номинальной стоимостью 1 руб. размещаются по закрытой подписке по цене 1,05 руб. Размещение завершится 28 октября. Ожидается, что бумаги допэмиссии выкупит государство, а также акционеры "дочек" ОАК — они смогут обменять свои акции на бумаги корпорации. Отсечки для участия в конвертации нет. Нужно лишь до 23 октября обратиться в регистратор Р.О.С.Т. и оформить передачу имеющихся акций "дочек" в качестве оплаты бумаг ОАК. Оценка для конвертации была проведена независимой компанией Ernst & Young (см. таблицу). Как видим, бумаги торгуются со значительным дисконтом. Однако если акции "Иркута" можно купить на фондовой бирже ММВБ и в RTS Classica и они относительно ликвидные, то бумаги многих других "дочек" ОАК котируются только в RTS Board, при этом по некоторым сделки не заключались уже очень давно, а по нескольким — вообще ни разу.

Конвертация не является обязательной — акционеры "дочек" ОАК могут остаться при своих бумагах. Однако аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Ганелин рекомендует воспользоваться предложенной возможностью: бумаги после завершения консолидации вообще потеряют какую-либо ликвидность. Согласен с коллегой и аналитик ИК "Финам" Константин Романов. Вместе с тем он замечает, что, поскольку акции ОАК не торгуются на рынке, невозможно судить о выгодности обмена конкретного предприятия на бумаги ОАК.

Президент ОАК Алексей Федоров в интервью газете "Коммерсантъ" недавно заявил, что корпорация сможет провести IPO только на рубеже 2012 года, да и то если к тому времени ситуация на рынке улучшится. Хотя в прошлом году он говорил, что она выйдет на биржу уже в 2010−м. Ранее назывались конец 2008−го — начало 2009 года. Так что заявленные сроки IPO могут снова передвинуться на более позднее время. Вместе с тем появилась информация, что в ближайшее время ОАК подаст в РТС заявление о допуске акций корпорации в RTS Board.

Однако как примут инвесторы бумаги ОАК, пока не ясно: главная проблема корпорации — огромные долги. В 2008 году Ernst & Young оценил ОАК в 110,025 млрд руб. ($4,69 млрд). Корпорация планирует в ближайшее время представить консолидированную отчетность по итогам прошлого года. Пока что есть неаудированные показатели: выручка — 85,16 млрд руб., чистый убыток — 8,4 млрд руб., а долг — 121,84 млрд руб. В связи с этим Михаил Ганелин полагает, что после получения биржевого листинга к концу текущего года цена корпорации может составлять всего $1,5-2 млрд (для сравнения: капитализация только одного "Иркута" сейчас свыше $300 млн). Вместе с тем аналитик считает, что большая часть долга корпорации будет реструктурирована, в том числе путем списания до 50% задолженности и денежных вливаний. В целом же, соглашаются аналитики, инвестиция в ОАК подойдет разве что долгосрочным инвесторам.

Впрочем, есть еще один возможный вариант — более рискованный: можно не конвертировать бумаги, а дожидаться пока ОАК объявит оферту на выкуп бумаг у миноритариев "дочек". Так, на ММВБ стоимость акций "Иркута" после объявления данных оценки поднималась почти до 12 руб., однако затем опустилась до 10. Если предположить, что ОАК будет выкупать бумаги исходя из оценки Ernst & Young, то можно получить прибыль в размере более 100%. Впрочем, не исключено, что цена оферты будет ниже. Кроме того, Константин Романов полагает, что у ОАК сейчас нет свободных денежных средств, так что проводить оферту она не будет.

В расчете на реформу

Терпеливые инвесторы могут быть вознаграждены. Корпорация задумала провести реформу, создав внутри себя три вертикально интегрированные структуры — бизнес-единицы. Бизнес-единица "Боевая авиация" будет создана на базе компании "Сухой", РСК МиГ, нижегородского авиастроительного завода "Сокол". "Коммерческая авиация" — на базе "Иркута", Воронежского акционерного авиастроительного общества (ВАСО), "Авиастар-СП", УК "ОАК — гражданские самолеты", "ОАК — транспортные самолеты" и Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина. "Специальная авиация" — на базе "Туполева", Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КААПО), Таганрогской авиации (ТАВИА) и Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева (ТАНТК).

Кроме того, ОАК может пополниться новыми активами. В настоящий момент обсуждается вхождение в корпорацию самарского "Авиакор — авиационного завода". Также ведутся переговоры о покупке у Уральской горно-металлургической компании (УГМК) 51% акций чешской Aircraft Industries, которая была создана на базе аэрозавода LET. Компания занимается производством малых региональных самолетов L-410.

У предприятий ОАК целый ряд перспективных проектов, которые в будущем смогут генерировать прибыль. Один из главных проектов — самолеты семейства Sukhoi Superjet 100, мировая премьера которого состоялась в июне на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. Недавно были представлены новейшие истребители Су-35 и МиГ-35 поколения "4++". Еще один проект — учебно-боевой самолет Як-130, аналогов которому в мире нет. Репрограммируемая система управления полетом позволяет летчикам осваивать навыки в пилотировании таких боевых самолетов, как Су-30, МиГ-29, F-16. ОАК также хочет возобновить серийное производство крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124-100 ("Руслан"), который может перевозить до 150 тонн груза.

В Жуковском будет создан единый комплекс, куда войдут инженерный центр, экспериментальные и испытательные подразделения ОАК, центр подготовки летных кадров и повышения квалификации специалистов. В этот подмосковный город переедет и штаб-квартира ОАК.

Если корпорация будет реализовывать намеченные планы, то не исключено, что после проведения IPO она сможет стать еще одной отечественной "голубой фишкой"....
Авторские права на данный материал принадлежат «D"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка