О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неба хватит на все "сушки"

Конструктор истребителей Су-27 и Су-30 М.Симонову исполняется 80 лет

Однажды Альберта Эйнштейна спросили о том, как он делает свои гениальные открытия. Ученый скромно ответил, что природа сама подсказывает, а он только повторяет и повторяет. Но тогда бы все делали то же самое, парировал собеседник. На что великий физик заметил: "Видите ли, у нее очень тихий голос, не все слышат. А у меня очень хороший слух". Эти слова любит повторять Михаил Симонов, конструктор истребителей Су-27 и Су-30, которому 19 октября исполняется 80 лет.

Симонов сделал столько, что хватило бы и на две жизни. Но по-прежнему каждый день приходит на работу. Его письменный стол уставлен моделями истребителей и лайнеров.

- Это будущее нашей авиации, - говорит он. - Просто для них не пришло время.

Его Су-27 стал таким же брендом, как автомат Калашникова. Считается основным экспортным товаром России, принося миллиарды долларов дохода. Признанный лучшим истребителем прошлого века, он и сегодня даст фору любой другой боевой машине.

Небесный виртуоз

Подмосковный авиакосмический салон МАКС, объявление о показательном полете Су-27... И народ повалил к кромке летного поля. Серо-голубой красавец "Су" с красными звездами на крыльях и хвостовом оперении, словно приветствуя публику, наклонился на переднем шасси, включил форсаж и стремительно ушел в небо. Резкий подъем - и всеобщий вздох восхищения. Но главное было впереди: 30-тонная машина с легкостью балетного танцора начала крутить в небе фигуры высшего пилотажа. Две полупетли в пределах 800 метров по высоте с "полубочкой" на выходе, переворот с фиксацией вертикали, разгоном и вводом в петлю с поворотами на 90 и 270 градусов. После выполнения двойной "бочки" самолет зашел в вираж с предельным креном. И, наконец, истребитель резко разогнался, вскинул нос, но не пошел вверх, как все ожидали, а полетел всей плоскостью фюзеляжа вперед. Еще мгновение - и угол атаки увеличился с 90 градусов до 120, машина как будто заваливается на "спину" и вот уже мчится хвостом вперед.

У профессионалов этот маневр называется "динамическим торможением" и нужен для того, чтобы резко гасить скорость и иметь преимущество перед противником. При этом летчик может произвести пуск ракеты буквально себе за спину. Ни один самолет в мире не способен на такое. Толпа зрителей уже просто стонет от восхищения...

"А ты пойди к своей жинке..."

- Мы опоздали с созданием своего истребителя, - честно признается Михаил Симонов. - Американский F-15 уже летал, а наша машина была только в чертежах.

Т-10 - прототип будущего Су-27 - поднялся в воздух 20 мая 1977 года. Но, как ни старались конструкторы и инженеры фирмы "Сухой", получился хуже американца.

- Это была неприятная новость, - вспоминает Симонов. - Машина уже пошла в серию. Некоторые крутили дырки на пиджаках под награды, придумывали, на что потратят Госпремии.

А он, набравшись смелости, пошел к министру авиапромышленности Ивану Силаеву, чтобы честно сказать: не получилась машина, надо делать все сначала.

- Хорошо, Петрович, что сегодня не 37-й год, - констатировал тот. - Переделывай...

Одно дело - сказать, другое - сделать. Когда в кооперации сотни заводов и КБ, в которых работают не менее именитые люди, как им объяснить, что ничего не получилось?

- Это был настоящий скандал, - рассказывает конструктор. - Прихожу на совещание в министерство. Начинаю делать доклад. Объясняю, что для повышения летных характеристик истребителя нам необходимо перенести агрегатный отсек из подбрюшья на "спину" машины. И тут из-за стола поднимается легендарный конструктор авиационных двигателей Архип Люлька - жизнерадостный, балагуристый человек. И начинает на меня по-украински чуть ли не матом орать... "А ты пойди, Михал Петрович, к своей жинке и попроси, чтобы она себе сиськи на спину перевесила. А я посмотрю, что ты с ней делать будешь..."

Дальше - больше. Конфликт с конструктором двигателя стал лишь прелюдией. Перенос агрегатного отсека означал перепроектирование и фюзеляжа. А это скандал с еще одним очень серьезным институтом - Центральной аэродинамической лабораторией. В итоге Симонов ездил в ЦАГИ по ночам и втихую от начальства продувал новые модели истребителей. Как он сейчас говорит, торопились так, что взяли за основу первую же хорошо показавшую себя модель. И она дала те самые необходимые проценты превосходства.

- Что осталось от истребителя? - ехидно поинтересовался у конструктора Силаев.

- Стойка шасси и катапультное кресло, - честно признался он.

Как арабы "Су" помогали

Симонов уверяет: сделать Су-27 лучшим из лучших ему помогла перестройка. Безденежье 90-х годов заставило фирму "Сухой" пойти на отчаянный шаг - попытаться продать "сушку" на экспорт. Первой страной, куда полетели, стали Арабские Эмираты.

- У них тогда ВВС занимался полковник Халид, - вспоминает Симонов. - Жесткий человек. Посмотрел на наш истребитель, полетал и говорит: все хорошо, но вот может ли он потопить эсминец? Но это же разные задачи... Одно дело вести воздушный бой, другое - поражать надводные и наземные цели...

Казалось бы, поставлена точка. Но Симонов и глазом не моргнул. Предложил арабам сформулировать требования к машине: хотите, чтобы истребитель поражал цель на дальности 100 км, - пожалуйста. Хотите, чтобы топил эсминцы, - сделаем.

- Наши способны решить любую задачу, - уверен он. - Надо только четко понимать, чего от нас хотят.

Так Су-27 стал многофункциональной машиной. Правда, арабы ее не купили. Халид честно признался конструктору, что этого сделать им не позволили бы американцы.

- Про Су-27 и Су-30 часто говорят, что они лучшие, но ведь они не участвовали ни в одной войне. Чем докажете их превосходство? - спрашиваю конструктора.

- Это, конечно, секрет, - улыбается он.

Впрочем, нетрудно догадаться, что показ техники - не только ее реклама, но и сравнение с конкурентами. Хотя бы с теми же французскими "Миражами", что стояли у Арабских Эмиратов на вооружении. Как сравнивали? Взяли двух их лучших пилотов, и они попеременно летали то на "Мираже", то на "Су". Вся полетная информация документируется, так и получают материал для анализа.

О роли пластикового стакана

Су-30МКИ делали по заказу Индии. Но именно в Арабских Эмиратах у Симонова и появилось понимание того, каким должен быть лучший истребитель мира.

- Вице-маршал авиации Кришнасвами пришел в мой кабинет и прямо заявил: "Ваш самолет плохой, - даже сейчас, вспоминая этот эпизод, конструктор вскипает. - Слишком тяжелый и большой, его любой "Фантом" собьет". Я в ответ: зато у нас маневренность лучше, дальность полета больше, ракетно-бомбовой нагрузки мы берем больше. А он свое рубит: это плохой самолет, нам такие истребители не нужны. Ну, тут я не выдержал и взорвался. Авторучку об пол швырнул и говорю: раз вам контракт не нужен, значит, он и нам не нужен. Сел за стол и замолчал.

Через неделю Симонова пригласили к индийцам на прием. Не в посольство, как принято, а на квартиру военного атташе. Для главного конструктора сверхсекретной техники согласиться на такое - что изменить Родине. Не согласиться - потерять контракт.

- Пошли, конечно, - говорит он. - Звоним в дверь. Жду, что ее откроет служанка в сари. А в дверях сам вице-маршал. Обида на него у меня еще не прошла. Смотрю, на трюмо стоит пластиковый стакан. Ну я его взял и попросил маршала взять такой же. Наполнили водкой. А там грамм по 400 входит. Я и говорю: выпьем. Если после этого сможем вести разговор, то хорошо. Нет, значит, забудем о деле. Ненужное оно...

Результат тех необычных переговоров, к счастью, известен всем.

Лучший истребитель XX века

Истребитель Су-30МКИ по праву считается непревзойденной боевой машиной. Это доказано воздушными боями с потенциальными противниками. Впервые - еще в начале 90-х, когда наших пилотов на Су-27 пригласили принять участие в учебном бое с F-15.

По условию "боя" сначала наши самолеты должны были "сесть на хвост" американским, затем противники менялись местами. В реальном бою это позволило бы навести ракету и поразить цель. В обоих случаях "сушки" без особых проблем выходили победителями. По словам участника тех событий начальника Липецкого центра боевого применения и повышения квалификации пилотов ВВС Александра Харчевского, из-за сверхманевренности и тяговооруженности Су-27 набирал скорость по восходящей траектории быстрее F-15. Последнему надо было постоянно делать своеобразную "ступеньку" - пролетать в какой-то момент по прямой. Этим и воспользовались российские летчики - увлекали американцев в вертикальный подъем, а те теряли скорость; затем наши машины, совершив резкий разворот, оказывались в хвосте противника. Мгновение - цель "уничтожена".

Разгром был очевидным. Поэтому когда американцы узнали, что у индийцев появились более совершенные истребители Су-30, то напросились в гости и к ним. В этих сражениях они уже решили выставить более совершенный F-15. Исход встречи - 6:4 в пользу Су-30. Причем индийцы схитрили. Вместо Су-30МКИ "подсунули" американцам обычный учебно-тренировочный Су-30 - машину без новой радиолокационной станции и без двигателей с управляемым вектором тяги. В следующий раз американцы привезли в Индию еще более совершенный F-16.

- Этот истребитель меньше и легче нашего Су-30, - говорит Симонов. - Значит, по логике должен быть маневреннее и победить в ближнем бою. Но все оказалось с точность до наоборот. Летали Су-30МКИ. Разгром был стопроцентным!

Сверхзвук для президентов

Как-то на одном из аэрокосмических салонов наблюдавший за показательными полетами гражданских самолетов Михаил Симонов повернулся к журналистам и огорошил всех замечанием:

- Да что истребители, вот оно будущее!

- В смысле?

- Ну как, истребителей много не купят. А за пассажирскими самолетами всегда огромный рынок, - пояснил конструктор. - Они нужны всем.

В его кабинете я понял, что он имел в виду. Рядом с рабочим столом Симонова стоит макет огромного двухэтажного, рассчитанного на тысячу пассажиров авиалайнера КР-860 "Крылья России".

- Боятся наши строить такие машины, - разочарованно вздыхает конструктор. - Хотя у нас есть и заводы, способные реализовать этот проект, и о двигателях можно договориться.

Наладить производство нужного всему миру тяжелого транспортного самолета Ан-124 "Руслан" страна не может уже не первый год. Хотя, казалось бы, все есть: и решение правительства, и деньги, и заводы, где еще помнят как рождаются такие гиганты. Но Симонов не сдается. И говорит, что великий советский авиаконструктор Роберто Бартини считал, что авиационное конструкторское бюро должно быть как конвейер. В конце его сходит серийный самолет, в начале все время ставится новый - опытный. И так бесконечно: на столе Симонова сегодня стоят три модели сверхзвуковых пассажирских самолетов. Им дадут имена, только когда запустят в серию. Такова традиция - чтобы не сглазить. Первая из трех моделей - 40-местный лайнер, способный летать на скорости, в два раза превышающей скорость звука. Вторая модель поменьше, на 12 пассажиров, но летает еще быстрее. Третий самолет с еще более стремительными формами, но о нем нас просили ничего не говорить - пока секрет.

Повторюсь: в свои 80 лет Симонов каждый день приходит на работу. Под столом и по углам кабинета - ящики с моделями.

- "Корзинные" проекты, - шучу я.

- Почему же? - не соглашается он. - У фирмы "Сухой" еще не было ни одного случая, чтобы ее самолет не пошел в серию. Я не люблю забегать вперед. Всему свое время. Пока это только проекты. Но идеи, заложенные в них, работают сегодня в других машинах.

КБ "Сухого" - одна из ведущих мировых авиастроительных фирм. Ее истребители стоят на вооружении десятков стран мира. На прошедшем в августе авиасалоне МАКС-2009 наши ВВС купили сразу 48 истребителей Су-35. Индийские ВВС хотят приобрести дополнительно к имеющимся 105 Су-30МКИ еще 50. Нынешний глава фирмы Михаил Погосян успешно реализует амбициозный проект регионального пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet. До конца года первая серийная машина начнет летать на регулярных авиалиниях. А всего "суховцы" планируют построить их более 1000. Небо - оно огромное, места хватит......
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка