О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мечта о ковре-самолете

"Давняя мечта человечества, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете"

"Давняя мечта человечества, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете". Это высказывание Михаила Леонтьевича Миля характеризует его не только как человека технического склада ума, но и как поэта конструкторского ремесла… 22 ноября исполняется 100 лет со дня рождения отца отечественного авиастроения. К этому юбилею и приурочена открывшаяся в пятницу в главном здании КГТУ им. А.Н.Туполева фотовыставка.

Казанский вертолетный завод (КВЗ) был и остается главным серийным предприятием милевской фирмы. Именно в нашем городе с выпуска в 1951 году Ми-1 началось первое в России серийное производство винтокрылой техники. В1954-м на КВЗ начали делать Ми-4 - первый отечественный вертолет, поставлявшийся на экспорт. С тех пор из Казани в 90 стран мира ушло 12 тысяч Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций.

Словом, Миль - вполне казанский, к тому же Михаил Леонтьевич много раз приезжал в наш город. Поэтому немудрено, что правительство Татарстана поддержало инициативу ОАО "КВЗ" об организации республиканского празднования юбилея. И первым мероприятием стала фотовыставка, рассказывающая о работе авиаконструктора и ученого. Впрочем, в подтверждение правила о том, что талантливый человек талантлив во всем, на выставке представлены и репродукции работ Миля-художника, вроде акварелей "Уголок кабинета" и "Портрет дочери Нади". На открытии выставки Надежда Михайловна от имени семьи Миля поблагодарила руководство республики и КВЗ за то, с каким уважением и теплотой здесь относятся к памяти ее отца, и добавила, что он был бы рад видеть, как на казанской земле продолжается его дело.

Тему продолжил первый вице-премьер правительства РТ Борис Павлов, подчеркнувший, что таких людей, как Миль, в истории любой страны немного: "Тем более радостно видеть, что сегодня в Казани работают достойные продолжатели дела Михаила Леонтьевича, создавшие абсолютно новые для отечественного авиастроения вертолеты "Ансат" и "Актай" (добавим, что КВЗ также участвует в создании Ми-38, а если точнее, отвечает за постройку опытных прототипов и организацию серийного производства). Вице-премьера поддержал ректор КГТУ им. А.Н. Туполева Юрий Гортышов: "Я бы хотел, чтобы среди студентов нашего университета были ребята уровня Михаила Леонтьевича Миля".

Знавшие Михаила Леонтьевича непременно отмечают его неизменную доброжелательность, внимательное отношение к подчиненным. Об этом вспоминает и казанец Николай Жен: "Не припомню ни одного случая, чтобы он на кого-то повысил голос, хотя поводов, думаю, было достаточно. Да во всем его облике чувствовалась человечность". В авиационной судьбе Николая Анатольевича Миль сыграл фундаментальную роль. В 1953 году выпускника КАИ (а заодно и местного аэроклуба) Колю Жена распределили на только что созданную летно-испытательную станцию завода

№ 387 (ныне - КВЗ), который готовился к серийному выпуску Ми-4. Шли непростые испытания. На головной машине летали Владимир Стародубцев и Александр Куроптев. 27 февраля 1954 года они погибли в очередном испытательном полете. И Николая вместо Куроптева назначили старшим инженером по летным испытаниям, так он стал летать, но этого оказалось мало - захотелось самому стать пилотом. "Михаил Леонтьевич не раз приезжал в Казань, - вспоминает Николай Анатольевич. - Как-то я пришел к нему в гостиницу, показал летную книжку. И он решил направить меня в первый набор вертолетного отделения Школы летчиков-испытателей в Жуковском, чтобы потом я вернулся пилотом в казанский филиал Московского вертолетного завода. Но тут меня в числе других специалистов отправили в Китай - помочь братской стране наладить серийное производство Ми-4. Через два года вернулся домой и сразу - к Милю: "Хочу летать"… В общем, и во второй раз Михаил Леонтьевич дал "добро". А мне уже 32 года, в Жуковском говорят: "Возраст, куда тебе!" Я в полном отчаянии опять иду к Милю, он звонит в школу: "Как же так! Товарища хотели брать в первый набор, но он ездил в Китай, такую работу провел, а вы его не берете! Ну и что, что 32 года? Я хочу, чтобы его взяли". Так Николай Анатольевич стал летчиком-испытателем…

Фотовыставка будет работать в КГТУ до конца октября, после чего ее можно будет осмотреть в торговых центрах "Тандем" и "Парк-Хауз".

Также в рамках празднования юбилея КВЗ проведет конкурс детских рисунков "Вертолетные фантазии", республиканский конкурс профессионального мастерства среди молодежи авиационных предприятий. Также улица Мало-московская (Авиастроительный район) будет переименована в улицу Михаила Миля, 25 ноября там будет установлен мемориальный знак и пройдет торжественный митинг. А 26 ноября в "Корстоне" пройдет научно-практическая конференция "Наследие Миля устремлено в будущее", на которую соберутся ученые, конструкторы, разработчики, производители и эксплуатанты вертолетной техники со всей России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка