О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Куда летит "Аэрофлот"?

"Аэрофлот" планирует в ноябре получить свой первый самолет SSJ-100.Об этом неоднократно заявлял гендиректор компании В.Савельев. То, что самолет к ноябрю не будет иметь сертификата летной годности, ясно всем специалистам

"Аэрофлот" планирует в ноябре получить свой первый самолет SSJ-100 и начать его эксплуатацию. Об этом неоднократно заявлял генеральный директор компании Виталий Савельев.

О достоинствах и недостатках SSJ-100 я уже говорил, и говорить об этой машине надо отдельно. То, что самолет к ноябрю не будет иметь сертификата летной годности, всем специалистам ясно.

Конечно, контракт на поставку этой чудо машины подписал еще Валерий Окулов, которого "ушли" в Минтранс РФ (поговаривают, что не последнюю роль сыграло и откровенное нежелание экс-генерального закупать SSJ-100). Но что заставляет его преемника повторять слова, от которых за версту несет дилетантизмом?

Для понимания этого нужно познакомиться с биографией нового рулевого российского "авиагиганта перевозок" и с его взглядами на бизнес. Меня это знакомство местами просто поразило.

В "Аэрофлот" Виталий Савельев (последнее место работы - первый вице-президент АФК "Система"), по его собственным словам, пришел с четким правительственным заданием - научить авиакомпанию жить без "пролетных денег". Для справки: это деньги, которые зарубежные авиакомпании платят за "использование российского неба" (ну, и за услуги российской аэронавигационной системы). В других странах это статья бюджета министерства транспорта, или аналогичного ведомства. У нас же порядка 300 млн. долларов (точная сумма доподлинно не известна) оседает в казне "Аэрофлота". Понятно, что для решения такой проблемы нужно врасти в авиационный бизнес и освежить его здравым смыслом. Однако нашему герою все ясно и без знакомства со спецификой отрасли.

Еще не вступив в должность, Савельев поделился с газетой "Ведомости" (30.03.09) своим открытием: компания МТС (сотовый оператор "Мобильные телесистемы"), совет директоров которой он возглавлял, "очень похожа на "Аэрофлот" по методу ведения бизнеса". Добавить к этому нечего, кроме того, что если упадет мобильник, ничего не случится - а если упадет самолет?

Ранее Виталий Савельев в роли главного финансиста пробовал потрудиться в Газпроме. Однако спустя 4 месяца был "уволен по собственному желанию". Причина - наш герой решил не ограничиваться финансами, а попытался "порулить" газпромовскими СМИ. Чем мог кончиться дилетантский заезд - естественно, неудачей

Свою практическую деятельность в "Аэрофлоте" Савельев начал с того, что ему показалось главным - со стюардесс. Теперь в главном российском авиаперевозчике они будут на уровне на топ-моделей - и не ниже. Как сообщил Виталий Савельев газете Telegraph, новые стюардессы будут "очень симпатичными, привлекающими внимание девушками". Причем в ряды "воздушных принцесс" станут принимать только девушек, чьи габариты не превышают 48-й российский размер (соответствующий 12-му европейскому).

Их новая форменная одежда будет выполнена в синем и оранжевом цвете. По словам Савельева, исследование, проведенное психологами, показало, что нынешняя форма вызывает у пассажиров отвращение. За право создать новую форму для стюардесс "Аэрофлота" состязались сорок дизайнеров. Савельев заявил, что новая концепция основана на опыте самых престижных зарубежных авиакомпаний. Несколько стюардесс нового поколения прошли обучение в Сингапуре, в компании Singapore Airlines.

Конечно, забота о летном сервисе важна. Однако какое отношение к качеству работы стюардесс имеют их габаритные размеры? Общеизвестно, что отбор персонала по внешним данным всегда и везде ведет к ухудшению среднего профессионального уровня. Что касается отвращения пассажиров к форме, то механизм организации подобного рода исследований профессионалам хорошо известен. Грамотно составленный вопросник позволяет с высокой вероятностью получить результат, нужный заказчику. В общем, от всей затеи со сменой имиджа за версту отдает все тем же дилетантизмом. Все на уровне отношения в руководстве страны к российской армии: главное - это новая форма одежды, и чтоб от Юдашкина!

Если вернуться к теме профессионализма, то сейчас из "Аэрофлота" увольняются высококвалифицированные сотрудники. Эффект "новой метлы" существует, только в одном случае из компании уходят бездельники, а в другом - работники. Похоже, что в авиакомпании сейчас как раз второй случай.

Финансовый менеджмент потрясает своей мудростью - бюджет "механически" урезан на 1/3. В самом деле, чего там рассусоливать. "Взять все, да поделить", как говаривал незабвенный Полиграф Полиграфович Шариков.

Из других управленческих новшеств: руководство компании переехало в новый офис в центре Москвы. Работать за МКАД, в деревне Мелькисарово рядом с Шереметьево, где "Аэрофлот" построил для себя штаб-квартиру за 100 млн. долл. и куда планировал перевезти всех своих сотрудников, Савельев не пожелал - непрестижно. Офисные площади в центре столицы обойдутся авиаперевозчику "всего" в 7 млн. долл. в год.

Что можно сказать? "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник". Эта цитата - из басни "Щука и Кот", которую в далеком 1813 году написал дедушка Крылов. В басне говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива, "и крысы хвост у ней отъели".

Отъедят ли хвост новоявленной аэрофлотовской щуке, пока неизвестно. После изучения биографии Савельева остается разве что расплакаться от жалости к "Аэрофлоту".

Что касается взаимоотношений "Аэрофлота" и SSJ-100, то к ним мы еще вернемся. По окончании ноября будет ясно, чего стоят широковещательные заявления Виталия Савельева, и каково состояние программы нового российского "регионала"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка