О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Большой шаг в летную жизнь

Подготовке командиров кораблей Дальней авиации Военно-воздушных сил уделяется особое внимание, к ней подходят чрезвычайно ответственно

В этом году отечественной Дальней авиации исполняется 95 лет. Этим материалом мы начинаем серию публикаций, посвященную этой знаменательной дате.

Командира стратегического ракетоносца-бомбардировщика в какой-то степени можно сопоставить с его "собратьями" по ядерной триаде: командиром атомной подводной лодки или подразделения РВСН. Уровень ответственности при выполнении задач стратегического масштаба необычайно высок. Поэтому подготовке командиров кораблей Дальней авиации Военно-воздушных сил уделяется особое внимание, к ней подходят чрезвычайно ответственно.

Недавно наш корреспондент побывал в Центре боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации, что находится в Рязани (аэродром Дягилево), где состоялся очередной выпуск командиров кораблей.

Летчики получили дипломы об окончании курсов, затем зачитали торжественную клятву командира корабля. От имени командующего Дальней авиацией на мероприятии выступил начальник отдела боевой подготовки Командования ДА полковник Владислав Алферов. Он пожелал новоиспеченным командирам кораблей чистого, безоблачного неба, а также выдержки и успехов.

Отбор в Центр переучивания проводится достаточно строгий. Не каждый потенциальный летчик-слушатель может попасть в "учебку". Конкурс на поступление в центр переучивания - 2-3 человека на место. Пройдя весьма непростой конкурсный экзамен, офицеры обучаются теории и практике техники пилотирования, а также боевому применению стратегических ракетоносцев и бомбардировщиков Дальней авиации. В Центре помимо летного состава обучаются радисты, борттехники, повышают свою квалификацию штурманы.

На стенде одной из учебных аудиторий размещена красноречивая памятка инструкторскому составу: "Работа инструктора - это не ремесло, а искусство, которое требует творчества, больших знаний, высокой культуры, летного и педагогического мастерства. Быть инструктором - это почетная и ответственная обязанность... Твоя сила - убеждение, твой метод - требовательность, твое воздействие - пример, твоя опора - экипаж, твой помощник - физкультура, твой союзник - авторитет".

Командир корабля - летчик-инструктор подполковник Борис Тазеев служит в ЦБП и ПЛС (ДА) уже 11 лет. Учит помощников командиров летать в кресле командира на стратегическом бомбардировщике Ту-95МС. За время службы подполковник Тазеев подготовил более 30 командиров кораблей Дальней авиации.

Он рассказал, что обучение на должность "командир корабля" начинается с выполнения упражнения полетов "по кругу". В ходе интенсивных летных смен (3-4 в неделю) летчиками отрабатывается взлет-посадка, движение в зоне, после чего они получают допуск на полеты ночью и на маршрут. Налетав необходимые часы (60-70 вылетов), летчики-слушатели сдают экзаменационные квалификационные упражнения по управлению самолетом. В случае успешного завершения курса обучения в Центре выпускники в своих частях назначаются на ответственные должности командиров воздушных кораблей.

"На этом курсе я подготовил трех командиров кораблей. Начальные пилотские навыки слушатели приобретают еще в своих частях, но к нам приходят, безусловно, еще "сырые". В Центре выводят на новый приемлемый уровень, если так можно выразиться", - отметил подполковник Борис Тазеев.

Подполковник Тазеев оценивает уровень подготовки сегодняшних слушателей в целом как высокий. И тут же вспоминает конец 1990-х, когда были большие проблемы с авиационным топливом, когда самолеты стояли практически "на приколе". "Было тяжело раньше, сейчас, конечно, уже легче", - оптимистично подытожил летчик-инструктор.

"Методика проведения занятия у меня довольно проста. Сначала - подсказ, потом - показ. В случае если слушатель запутался, неправильно выполняет элементы пилотирования или вовсе не справляется с заданием, вмешиваюсь в управление самолетом. Тут к каждому еще нужно найти индивидуальный подход, подобрать необходимый ключик к психологии личности обучаемого, к летному темпераменту", - делится своим опытом инструктор.

Окончив курс подготовки, выпускники Центра разлетаются по всей стране к местам службы, но не забывают своих учителей. Бывая в командировках в Рязани, посещают своих наставников, делятся опытом, докладывают об успехах. В свою очередь инструктор Тазеев сам отслеживает профессиональный рост и продвижение по службе своих учеников, регулярно созванивается с ними, узнает о том, как идут их полеты. Таким образом, обучение продолжается в каком-то смысле уже дистанционно.

За свои 58 лет выслуги (в льготном исчислении) Тазеев повидал много, в том числе и авиационные инциденты. Так, в прошлом году во время учебно-тренировочного полета произошел отказ одного из двигателей Ту-95МС. За штурвалом находился слушатель. Подполковник Тазеев оперативно и грамотно провел все необходимые действия, сообщив об инциденте руководителю полетов. Посадка осуществлялась на трех исправных моторах, так как запустить вышедший из строя двигатель не удалось.

Другая история, не менее серьезная, произошла с летчиком-слушателем капитаном Андреем Горловым. Еще до поступления в центр он осуществлял полеты на Ту-134УБЛ в рамках повышения квалификации на тамбовской авиабазе Дальней авиации, находясь на месте помощника командира экипажа, или, как иногда говорят, был правым летчиком. В тот день военные летчики должны были доставить группу школьников с аэродрома Каменск-Уральского в один из военных санаториев на побережье Черного моря (аэродром Адлер).

"При выполнении взлета с аэродрома в один из двигателей попала птица, - вспоминает капитан Горлов. - Ситуация была близка к критической. Самолет набрал уже скорость порядка 220 км/ч и практически был готов к отрыву от ВПП. Командир экипажа подполковник Евгений Зубров принял грамотное решение, вовремя применив экстренное торможение. Однако "тушка" метров на 50 все-таки выехала за пределы взлетки, в то время как "атакованный" птицей двигатель уже был объят пламенем. Детишек оперативно эвакуировали, огонь потушили. В тот не свершившийся полет сердце у меня, прямо скажу, екнуло. Пришлось взять себя в руки и продемонстрировать, что я умею. Ведь тогда надо было грамотно ассистировать командиру".

А если бы самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы и начал набор высоты... Решительные и грамотные действия командира экипажа и всех его членов предотвратили нежелательное развитие событий и помогли избежать катастрофы и тем самым спасли жизни детей. После этого авиационного инцидента командир Ту-134УБЛ подполковник Зубров был награжден орденом Мужества.

Счастливый конец этой истории лишний раз подтверждает тот факт, что в Рязанском центре проходят обучение летчики исключительно подготовленные.

Капитан Горлов проходит службу в авиагарнизоне Украинка (пос. Серышево, Амурская область) в тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Имеет налет более 500 часов. Участвовал в летно-тактических учениях эскадрильи, по плану которых проводилось перебазирование на оперативные аэродромы: Тикси, Анадырь или Воркута, в зависимости от учебно-боевой задачи. Кроме того, в составе экипажа капитан Горлов осуществлял полеты вдоль побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Но вернемся к инструктору подполковнику Тазееву. Бориса Ахметовича в центре уважают и ценят. Он, как и многие люди, чья профессия связана с небом, человек творческий. Не секрет, что кто-то из авиаторов зачастую в свободное от службы время пишет картины, стихи или музыку. А вот подполковник Тазеев - столяр-любитель, делает в гарнизонной мастерской своими руками мебель из дерева. Достаточно сказать, что он обставил гарнитурами собственного производства всю квартиру. Многие из сослуживцев не стесняются спросить совет по этому ремеслу или просят смастерить им, например, кровать, шкаф, кухонный набор или просто журнальный столик. После беседы с Борисом Ахметовичем сразу возникла мысль приехать в Рязань еще раз и попросить его что-то смастерить. Ведь можно быть уверенным, что изделия, вышедшие из-под станка, на котором работает мастер Тазеев, не купишь в московских магазинах.

...С того момента, когда я последний раз посещал гарнизон Дягилево, было построено три новых дома. Разумеется, после этого жилищный вопрос всех бесквартирных военнослужащих Центра и гвардейского авиационного полка самолетов-заправщиков, а также других частей все равно решить в полном объеме не удалось. Многие офицеры по-прежнему вынуждены снимать квартиры в городе.

Кроме того, поскольку военный городок из закрытого типа перевели на баланс Московского района Рязани, возникли проблемы эксплутационного характера с некоторыми объектами и т.д.

Что касается проведения организационно-штатных мероприятий в центре, то до минимума сокращен отдел воспитательной работы. Ранее там насчитывалось 22 человека. Должность офицера по общественно-государственной подготовке аннулировалась. Таким образом, проводить занятия с офицерами и солдатами будет некому. А юридическую и общественную грамотность военнослужащего, а также профилактические беседы никто не отменял. С офицерами тут попроще. А что делать с солдатами, уровень общественно-государственной подготовки которых традиционно низок?

Также воспитатели сожалеют о том, что в новых штатах не нашлось места сотрудникам музея Дальней авиации, единственного в России. По сути, он оказался снятым с баланса. Как теперь быть с уникальной экспозицией истории становления старейшего рода авиации? Музей всегда был гордостью центра и всех дальников, а в настоящее время его будущее призрачно.

И все же в целом авиаторы смотрят в будущее с оптимизмом. И говорят, что результаты реформ будут оценивать уже последующие поколения дальников. А самое главное - то, что столько, как сейчас, не летали уже давно, лет 20, наверное. В Центре подготовки и переучивания летного состава Дальней авиации это радует всех....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка