Источник: информационное агентство «РосБалт»
Опубликовано: 07.12.2009, 18:01

Эксперт: Аварии российских истребителей могут повлиять на сотрудничество с Индией


Недавние аварии самолетов российского производства в Индии могут, в краткосрочной перспективе, негативно повлиять на российско-индийское военное сотрудничество. Такое мнение высказал в беседе с "Росбалтом" старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН и редактор международного отдела "Русского журнала" Борис Волхонский.

Он прокомментировал военно-технический аспект переговоров, состоявшихся в понедельник в Кремле, между президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом.

"Сами по себе авиакатастрофы истребителей российского производства в Индии вряд ли окажут долгосрочное воздействие на военно-техническое сотрудничество двух стран, однако, скорее всего, этот факт будет использован индийской стороной как очень мощный "козырь" при попытках сбить цену на российские вооружения или добиться от России преференций в области ВТС", — сказал Волхонский.

По его словам, ситуация с ВТС между Россией и Индией остается "сложной и неоднозначной". Эксперт напомнил, что "еще с советских времен 75-80% вооружения в Индию поставлял Советский Союз. С одной стороны, это было очень выгодно обеим странам, с другой — создавало некую ситуацию взаимозависимости. До сих пор Индия остается вторым по значимости российским партнером в военно-технической сфере".

"Но, начиная с 90-х годов, Индия заняла достаточно жесткую позицию в отношении импорта российских вооружений, — продолжил собеседник "Росбалта", — индийская сторона склоняется к необходимости импортировать технологии и лицензии. Индия от России хочет "металл", а высокотехничную "начинку" для него получает из других источников".

"Индийский рынок вооружений колоссальный. Туда стремятся и Великобритания, и Соединенные Штаты, Италия, Франция, Израиль. Так что, подписанные сегодня в Кремле соглашения в сфере ВТС, безусловно, полезны обеим сторонам, однако это не означает, что все проблемы "закрыты", — отметил эксперт.

Напомним, что в понедельник в Кремле, в присутствии лидеров России и Индии, были подписаны межправсоглашения о Программе военно-технического сотрудничества с 2011 по 2020 годы, о послепродажном обслуживании поставленных в Индию российских вооружений и военной техники, а также протокол к межправсоглашению о сотрудничестве в области разработки и производства многоцелевого транспортного самолета (от 12 ноября 2007 года). Своими подписями документы скрепили директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Михаил Дмитриев и заместитель министра обороны Индии Прадип Кумар.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх приняли Совместную декларацию. В документе содержится "оценка значимости российско-индийского стратегического партнерства, совместное видение процесса формирования полицентричной международной системы в XXI веке".

Отметим также, что командование Военно-воздушных сил Индии после произошедшего в минувший понедельник крушения Су-30МКИ во время тренировочного полета приостановило эксплуатацию почти 100 российских истребителей этой марки.

Эта, уже вторая в этом году и за всю историю эксплуатации машин такого типа в Индии, авария произошла неподалеку от города Джайсалмер в штате Раджастан. Оба пилота не пострадали. Крушение произошло через пять дней после того, как на Су-30МКИ, который считается самым современным истребителем индийских ВВС, совершила полет президент страны Пратибха Патил.

Первая же катастрофа произошла 30 апреля в том же районе штата Радажстхан, тогда погиб один пилот. Официально итоги расследования так и не были опубликованы.

Поставки этого истребителя в Индию начались в 1997 году. Часть самолетов была поставлена в готовом виде, часть собрана из машинокомплектов на заводе госкомпании Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 декабря 2009 года | Дайджест публикаций за 7 декабря 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: С-90, Су-30МКИ, Восток Техникал Сервис (в процессе тестирования)