Автор: Петр Мироненко, Алексей Екимовский
Опубликовано: 11.12.2009, 11:10
Комментариев: 67
 

МС-21 полетит на Pratt & Whitney

"Иркут" выбрал двигатель для нового самолета


[image]

Корпорация "Иркут" объявила о завершении тендера среди поставщиков для среднемагистрального самолета МС-21. Двигатель для нового российского самолета будет поставлять американская Pratt & Whitney, которая для этого может создать СП с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Аналитики считают решение логичным: проект по созданию перспективного двигателя Pratt & Whitney продвинулся дальше конкурентов.

Вчера "Иркут" объявил о завершении тендера по выбору поставщиков для программы. Победителем главного тендера - на создание двигателя - стала американская Pratt & Whitney (ее основным соперником был американский Rolls-Royce), разрабатывающая перспективный двигатель PW1000G. Поставщиками систем авионики для МС-21 выбраны подававшие совместное предложение российский концерн "Авионика" и американская Rockwell Collins. Системы управления самолета поставят российская компания "Авиаприбор-холдинг" совместно с французской Goodrich и Rockwell Collins.

В разработке и производстве двигателя для МС-21 будет участвовать и ОДК, добавляется в сообщении. Ранее источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) говорил "Ъ", что Pratt & Whitney и ОДК планируют создать СП, в котором американская сторона получит 51% акций, а российская - 49%. Такую структуру собеседник "Ъ" объяснял неудачным опытом СП PowerJet (проектирует двигатель для самолета SSJ 100), в котором у российского НПО "Сатурн" и французской Snecma по 50% акций. "Такое разделение долей создавало трудности в принятии решений и не давало ни одному из участников нести полную ответственность за проект",- говорит источник.

МС-21 - перспективный российский ближнесреднемагистральный самолет с вместимостью 150-212 мест. Ввод в эксплуатацию первых самолетов запланирован на 2016 год.

Установка, которую будет разрабатывать Pratt & Whitney, будет не единственным вариантом для МС-21, подчеркивается в сообщении "Иркута". Представитель ОДК сообщил "Ъ", что корпорация уже начала работы по проекту перспективного семейства двигателей с тягой от 8 до 19 тонн (проект ПД-14), добавив, что на создание российского двигателя для МС-21 запланировано финансирование около 15 млрд руб. до 2015 года. Источник в ОДК пояснил "Ъ", что российский двигатель нужен, чтобы диверсифицировать риски и дать возможность выбора клиентам, в том числе и по ценам. Кроме того, Pratt & Whitney подвержена влиянию американской администрации, добавляет собеседник "Ъ", приводя в пример задержки с поставками двигателя для российского вертолета Ми-38, которые привели к переносу серийного производства машины.

Глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает выбор Pratt & Whitney логичным. В проекте нового поколения силовых установок компания действительно продвинулась далеко, отмечает эксперт: опытный PW1000G уже отрабатывается на летающих лабораториях, этот мотор выбрали Bombardier для нового семейства CSeries и Китай - для своего С919. Гендиректор Infomost Борис Рыбак добавляет, что в выборе поставщиков для МС-21 присутствует и политический аспект. "Взаимоотношения США и России налаживаются, о необходимости расширения сотрудничества в авиационно-космической сфере говорят президенты обеих стран",- отмечает эксперт. Если в космосе партнерство продолжается по ракетным двигателям и пилотируемым программам, то в области гражданской авиации уровень кооперации не настолько силен, как, например, с Европой, отмечает господин Рыбак.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 декабря 2009 года | Дайджест публикаций за 11 декабря 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Научно-производственная корпорация "Иркут", Ми-38, ОДК-Сатурн, МС-21, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Концерн "Авионика", Bombardier, Самолетостроение (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Алексей пишет: "Третий - Туполев - со своим проектом опоздал к началу конкурса". Конкурс все-таки был не по закупке туалетной бумаги - по принципу кто не успел, тот опоздал. Определялась стратегия развития гражданской авиации на десятилетия вперед, миллиарды долларов инвестиций, судьба отрасли. Куда ж было так торопиться? Десять лет никаких шевелений и тут вдруг такая спешка. Про моторостроителей- Вы что не знаете, что мотористы с начала 90-х не то что новые проекты разрабатывать - выживали с большим трудом. Вам историю про развал СССР что ли пересказать и про разруху в промышленности? Так самолетчики её должны знать не хуже. Она и сейчас не закончилась. Ну так и подниматься надо вместе, а не топить друг друга. А про чертежи боинга я уже сказал, что это предположение, теория. Соответствующим аппаратом и доступом я не обладаю, что бы её проверить. Пусть она и останется теорией. Сейчас-то надо о практике думать. О том что готовится производство МС-21 в режиме промсборки. Причем уйдут на это огромные, замечу бюджетные, ресурсы, которых очень будет не хватать тем же мотористам да вообще всем российским производителям агрегатов и комплектующих. Углепластиковые технологии называют иногда черными. Черные крылья готовится распростереть над российским авиапромом и вообще над страной зловещий МС-21.
Побщался вчера с моими Ивченковцами на тему кооперации МС с ПМ по ПД-14. Итого по их словам:
1.Запорожье разрабатывает для Перми камеру сгорания и композитный направляющий апппарат (по образцу на Д-18). Где их делать будут - пока не известно. ПД-14 планируют сделать где-то к 17 году.
2. В существующем облике ПД-14 НЕ БУДЕТ иметь редуктора. Иноземцев категорически против - говорит, что пусть другие сделают сначала, а мы посмотрим что из этого выйдет. Удалось только прописать, что в ПЕРСПЕКТИВЕ (где-то около 2020 года) не исключена модификация в редукторном варианте со степенью двухконтурности 10,5 и класса тяги 18 тонн.
3. В Запорожье понимают, что это однозначное поражение в конкуренции перед Праттами, но не они принимают решение, хозяин - барин.
Сейчас цель №1 проектирования на Прогрессе - Аи-28. На него сделаны большие ставки.
Иноземцев "в курсе дела" ? У Праттов ?
И еще - какие характеристики закладывают в Аи-28? Чем он будет лучше Д436?
Не понял про "курс дел" Иноземцева. Если вы о том, знает ли он что Пратты делают?, то это к нему, скока там доля Праттов в Авиадвигателе?)))
Про Аи-28. Я уже где-то тут писал - это двигл позиционируется как стартовый на Ан-168, ну и естественно для всех , кто захочет его для себя (интересуются индусы и желтолицые братья). Базовый вариант - 8-8,5 тонн, на крейсере - 1,8 тонны, удельный - 0,53, двухконтурность - 12, само собой с редуктором, диаметр вентилятора - 1,75м
ясно, а про Иноземцева - может ему Пратты подсказали - делать без редуктора ?
А я давно ничему уже не удивляюсь. Так что вполне может быть, что в конкурсе двиглов на МС-21 победитель был уже давно предрешён. А что бы никто и не сомневался в выбранном "идеале", "конкурент" за банку варенья и корзину печенья мог сознательно выставить обреченный на неуспех в конкурсе проект.((( Такое часто происходит на "тендерах" при госзакупках.
Вообще говоря, есть почему-то сомнения - осилят ли PW модификацию для МС-21? Всё же модификация для MRJ и CSeries всего лишь 7-тонник, и то у них были проблемы с редуктором. А для МС-21 понадобится 14-тонник - это фактически новый двигатель...
http://www.aviaport.ru/news/2010/02/04/189806.html
Comac и CFM начали работу по интеграции двигателя LEAP-X в самолет C919
24.12.2009 TFRS пишет:осилят ли PW модификацию для МС-21?
=======

Осилить-то осилят:

http://www.flightglobal.com/articles/2010/11/30/350349/airbus-set-to-launch-a320-neo.html

Только вот вопрос, дойдёт ли этот двигатель до МС-21.

Если арабы серьёзно решат ремоторизировать арабас 320, проплатят
аванс и забьют очередь на Пратты до 2020 года, то МС-21 полетит
на ПД-14.

Может это и к лучшему.