О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Транзитные пассажиры

Россия и Узбекистан вступают в политический торг вокруг Афганистана

Начавшийся вчера визит в Москву нового генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена вполне можно было бы назвать попыткой перезагрузки в отношениях России и Североатлантического альянса. "Хотел бы заверить вас в том, что Запад не является угрозой для России, - подчеркнул вчера г-н Расмуссен в Кремле, где его принимал президент Дмитрий Медведев. - У нас общие угрозы, поэтому давайте работать вместе". В качестве примера генсек НАТО привел ситуацию в Афганистане, которая может превратиться в большую проблему с точки зрения распространения терроризма и наркотрафика, в том числе для России. "Убежден, что для России жизненно важно, чтобы мы достигли успеха в Афганистане", - считает г-н Расмуссен.

Выразив соболезнования президенту России в связи с "ужасным терактом", подрывом "Невского экспресса", генсек НАТО подчеркнул необходимость совместной борьбы против терроризма. По его мнению, "для России было бы крайне опасным, если бы Афганистан снова стал безопасным приютом для терроризма, который стал бы распространяться на ее территорию через Центральную Азию".

Эти заявления, очевидно, стали прелюдией к тому, ради чего в первую очередь приехал в Москву г-н Расмуссен - заручиться согласием на наземный и воздушный транзит через российскую территорию боеприпасов, вооружения и военного снаряжения для контингента Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Конкретные предложения на этот счет генеральный секретарь НАТО обсудил вчера с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Брюссель, судя по всему, стремится к такому же соглашению с Москвой, какое было достигнуто с Вашингтоном в ходе визита в российскую столицу в июле этого года президента США Барака Обамы, - о воздушном транзите в Афганистан военных грузов, а также военнослужащих через российскую территорию. Наземный транзит невоенных грузов США через Россию, являющуюся составной частью Северной сети поставок в Афганистан, успешно функционирует с февраля этого года.

Важнейшим узлом Северной сети поставок в Афганистан становится и Узбекистан. Перспективы участия Ташкента в объявленной президентом США Обамой новой афганской стратегии будет обсуждать в Вашингтоне прибывший туда сегодня с визитом министр иностранных Узбекистана Владимир Норов.

Об официальной программе пребывания главы МИД Узбекистана в столице США пока не сообщается. Однако, по сведениям "Времени новостей", афганская проблематика будет занимать центральное место в переговорах Владимира Норова. Точно такое же, какое она занимала в переговорах различных американских эмиссаров, регулярно посещавших в последнее время Ташкент, где их, как правило, принимал президент Узбекистана Ислам Каримов.

Самым высокопоставленным из визитеров был командующий центральным командованием США генерал Дэвид Петреус, в зону ответственности которого входит и военная операция в Афганистане. По словам одного из западных дипломатов, хорошо знакомого с центральноазиатской проблематикой, генерал Петреус является, возможно, чуть ли единственным собеседником Ислама Каримова, встреча с которым с самого начала принимает деловой характер. Во всех остальных случаях, как рассказывал "Времени новостей" дипломат, президент Узбекистана начинает беседу с гостем с весьма продолжительного изложения основных положений внешней, а если необходимо, то и внутренней политики своей страны.

Ключевая роль Узбекистана в Северной сети поставок в Афганистан является вполне естественным отражением положения, которое эта страна занимает в регионе. В этой связи достаточно вспомнить, что именно Узбекистан был главной тыловой базой советской военной интервенции в Афганистан в 80-х годах прошлого века. Разумеется, с Афганистаном также граничат на севере Таджикистан и Туркмения, но по разным причинам ни одна из этих стран не может составить конкуренцию Узбекистану в обеспечении надежного транзита. На таджико-афганской границе за последние годы с американской помощью было построено несколько автомобильных мостов через пограничный Пяндж. Однако ни с таджикской, ни с афганской стороны к ним не подходит железная дорога. Кроме того, транспортные артерии, проходящие через пограничную с Таджикистаном афганскую провинцию Кундуз, небезопасны, поскольку на значительной части ее территории хозяйничают талибы. Что касается Туркмении, то разрешение на наземный транзит через ее территорию Ашхабад по-прежнему не дает, ссылаясь на нейтральный статус страны.

В отличие от соседей Узбекистан связан с Афганистаном относительно удобной транспортной инфраструктурой. К расположенному на узбекском берегу пограничной Амударьи городу Термезу подходит с севера железная дорога, связанная с афганским берегом и расположенным там афганским портом Хайратон знаменитым мостом "Дружба", по которому в 1989 году выводились из Афганистана последние подразделения советских войск. Кроме того, в Термезе дислоцирована база ВВС Германии, что является серьезным фактором безопасности этого транспортного узла.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что США, как, впрочем, и НАТО видят в Узбекистане своего главного партнера в обеспечении надежного транзита в Афганистан. С расчетом на это Ташкенту был предоставлен подряд на строительство афганского участка железной дороги от Хайратона до Мазари-Шарифа, административного центра провинции Балх. Созданный таким образом удобный железнодорожный маршрут позволит достаточно быстро и надежно доставлять в центр Афганистана, через тоннель под перевалом Саланг, в Кабул различные военные грузы и технику.

Разумеется, этот маршрут может оказаться еще более актуален через несколько лет, после 2011 года, когда, согласно объявленным Бараком Обамой планам начнется вывод американских войск из Афганистана. Эта перспектива представляется Ташкенту не менее интересной и выгодной со всех точек зрения. Как утверждают осведомленные источники "Времени новостей" в одной из западноевропейских столиц, в Узбекистане исходят из того, что значительная часть военной и гражданской инфраструктуры контингента США и НАТО в Афганистане не будет вывозиться далеко за его пределы и может быть размещена на узбекской территории....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка