О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обещаемый в пятом поколении

Российский истребитель пятого поколения Т-50 от компании "Сухой" впервые поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре. Полет прошел успешно

Российский истребитель пятого поколения Т-50 от компании "Сухой" вчера впервые поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре. Полет прошел успешно. По данным "Ъ", он должен был состояться накануне - в четверг, но помешали неполадки в одной из основных систем. Об истинных характеристиках и возможностях новой машины пока приходится только догадываться. Даже разработчикам они станут ясны только в ходе дальнейших испытаний. Но вчерашний успех уже дал возможность премьеру России Владимиру Путину уверенно заявить, что первая партия новейших самолетов будет поставлена в российские ВВС всего через три года. Эксперты на перспективы смотрят более скептически.

Истребитель поднял в воздух заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. Самолет поднялся с заводского аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) примерно в 11.25 утра (4.25 по московскому времени), провел в воздухе 47 минут и благополучно совершил посадку. По заявлению пилота, он выполнил всю полетную программу и самолет показал себя "легким и комфортным" в управлении. В ходе полета, пояснил испытатель, была проведена первичная оценка управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, самолет также произвел штатную уборку и выпуск шасси. Его сопровождал один из серийных истребителей Су-27. "Новый истребитель летал к северу от Комсомольска-на-Амуре, над поселком Галичный. Визуально самолет держался в небе ровно, все маневры выполнял четко. Многим было интересно, насколько он шумит (считается, что акустическая малозаметность не менее важна для самолетов нового поколения, чем радиолокационная.- "Ъ"). Но из-за идущего вплотную с ним Су-27 понять это было невозможно",- рассказал "Ъ" свидетель полета.

Между тем, по сведениям "Ъ", взлет истребителя должен был состояться накануне, но помешали неполадки в одной из основных систем. "Около 11.30 (в четверг.- "Ъ") самолет выкатили на полосу, он сделал пробежку и уехал обратно. В ходе пробежки возникли проблемы с рулевым управлением и тормозной системой, вчера в течение дня проходило устранение неполадок",- сообщил источник "Ъ", осведомленный о подробностях испытаний.

Присутствовавший на испытаниях в пятницу гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян назвал первый полет истребителя пятого поколения "большим успехом российской науки и конструкторской мысли". И выразил уверенность в том, что самолет превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность" и займет достойное место на мировом рынке.

Разработка истребителей пятого поколения (именно сразу двух - тяжелого и легкого) началась еще в СССР в 1980-х годах, и какое-то время даже казалось, что уж эти программы развал Советского Союза не остановит. И действительно, примерно в середине 1990-х годов "МиГ" и "Сухой" (тогда компании-конкуренты) представили Минобороны РФ свои проекты - МиГ 1.44 и С-37, но уже вскоре стало понятно, что они доведены до конца так и не будут.

Тема пятого поколения в авиации зазвучала вновь только в 2000-х годах. В 2001-м гендиректор ОКБ Сухого Михаил Погосян впервые упомянул название "перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА), сообщив, что его фирма начала работу над ним и самолет может поступить на вооружение российских ВВС в 2010-2012 годах. В мае 2001 года разработку ПАК ФА подтвердили военные. Позже сообщили о тендере Минобороны РФ, участниками которого стали те же "Сухой" и "МиГ", а также, по некоторым данным, ОКБ имени Яковлева. Источники тогда сообщали, что заказываемый самолет будет иметь взлетную массу около 20 тонн (тяжелее МиГ-29, но легче Су-27) при дальности полета порядка 4 тыс. км (как у Су-27). И благодаря этому его можно будет использовать для противовоздушной обороны Сибири и Дальнего Востока. Были также обещаны сверхзвуковая крейсерская скорость, малая радиолокационная заметность, сверхманевренность и способность совершать относительно короткие взлет и посадку. Госиспытания нового истребителя собирались провести до 2010 года, после чего начать серийное производство. В августе 2001 года была названа и стоимость программы его разработки - $1,5 млрд.

В 2002 году тендер на ПАК ФА выиграл "Сухой" со своим самолетом Т-50 (проект И-21). Тогда же специалисты ОКБ предупредили, что для начала серийного производства самолета потребуется не менее $10 млрд. В ноябре 2004 года "Сухой" завершил работу над эскизным проектом. Новый истребитель разрабатывался уже в кооперации - и с "МиГом", и с ОКБ имени Яковлева. Тогдашний главком ВВС России Владимир Михайлов признал, что взлетную массу самолета пришлось увеличить, а максимальную скорость - снизить. В декабре 2007 года КнААПО, которое было выбрано в качестве серийного завода, объявило о начале строительства первого летного экземпляра. Примерно в то же время стало ясно, что за темпами его создания явно не поспевает новый двигатель. В июне 2009 года замминистра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин подтвердил, что самолет пятого поколения первоначально будет с двигателем поколения "4++". И у поднявшегося вчера в воздух ПАК ФА именно такой двигатель - "изделие 117С" (модернизированная версия двигателя АЛ-31Ф) рыбинского НПО "Сатурн". И это, пожалуй, единственная подробность, достоверно известная об испытанном самолете. Степень готовности других его систем (прежде всего - радара и вооружения), которые также должны отвечать требованиям, предъявляемым к пятому поколению, остается загадкой для экспертного сообщества.

Вчера официально была подтверждена лишь скорость самолета - более 2000 км в час, а дальность была дана в несколько новой редакции: "Более 5 тыс. километров с дозаправкой". По внешнему же виду показанной машины пока можно также сказать, что по крайней мере попытка создать планер пятого поколения налицо (самолет в основных чертах напоминает давно летающий американский F-22 Raptor). Доказать, что вся эта конструкция малозаметна, сверхманевренна и точно "не уступает мировым аналогам" (то есть действительно является тем самым пятым поколением), еще только предстоит в ходе испытаний. Между тем, похоже, один только успех вчерашнего полета уже позволил премьеру России Владимиру Путину вчера на президиуме правительства уверено заявить о том, что ВВС России (для начала - центр переучивания летчиков в Липецке) получат свои первые ПАК ФА не в 2015 году, как многие официальные лица заявляли ранее, а в 2013-м.

"Принимая во внимание сокращение военного бюджета на 15% в 2010 году и обещание министра финансов Алексея Кудрина заморозить госрасходы в реальном выражении, начиная с бюджета 2011-го, вряд ли стоит ожидать поступление ПАК ФА в строевые части раньше 2018-2020 годов. К тому же опыт доводки американцами своего F-22 также обещает значительную задержку начала серийного производства самолета",- говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Главный редактор военного издания Moscow Defense Brief Михаил Барабанов уверен, что работы над новым самолетом еще предстоит много в любом случае, а особенно тревожит вопрос с фактическим отсутствием двигателя пятого поколения, который еще только предстоит создать. Еще одну проблему отмечает редактор журнала Air Fleet Александр Велович: радар самолета не оснащен активной фазированной антенной решеткой, что является одним из главных критериев для боевых самолетов будущего. Кроме того, по словам эксперта, на ПАК ФА пока отсутствует интеграция всех бортовых систем и таким образом настоящим самолетом пятого поколения его считать пока нельзя.

Нынешний главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин неоднократно заявлял, что ПАК ФА очень ждут в войсках уже в ближайшие годы. Ну а до этого основу истребительной авиации по-прежнему будут составлять сотни устаревающих Су-27, МиГ-29 и МиГ-31, а также недавно заказанные (в относительно небольшом количестве) Су-35. Возможно, доводкой российского истребителя пятого поколения все-таки займутся и иностранные партнеры со своими инвестициями. Уже долгое время этот вопрос обсуждается с Индией (правда, пока как-то довольно безрезультатно). А по заявлению заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александра Фомина, переговоры об обмене технологиями и создании площадки для его производства ведутся также с бразильской компанией Embraer.

Официальные лица про ПАК ФА

Владимир Путин, премьер-министр России:
"Это (ПАК ФА.- "Ъ") один из наших приоритетов, работа по которому должна быть, безусловно, обеспечена необходимыми ресурсами". (18 августа 2009 года на совещании по вопросам развития отечественного самолетостроения.)

Сергей Иванов, первый вице-премьер правительства России: "Насчет того, что мы на десять лет отстали. От чего отстали, от "Рапторов"? А вы знаете сравнительные характеристики "Рапторов" и ПАК ФА? На самом деле их знают человек десять в стране, потому что это совершенно секретная информация. И слава богу, что они знают. Я вас хочу заверить, что никакого отставания десятилетнего нет". (23 мая 2007 года на пресс-конференции в Москве.)

Алексей Федоров, президент ОАК: "С точки зрения технических характеристик, летных и боевых качеств это будет действительно уникальный самолет пятого поколения, абсолютно новый шаг вперед". (25 января 2008 года в интервью "Интерфаксу".)

Юрий Борисов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: "Самолет пятого поколения будет. 2009 год - первый полет. Он в очень хорошем состоянии". (23 сентября 2008 года на пресс-конференции в Санкт-Петербурге.)

Владимир Михайлов, главком ВВС России*: "В 2007 году самолет пятого поколения полетит. Я Михаилу Аслановичу Погосяну (гендиректор компании "Сухой".- "Ъ") сказал так: "Можно поднять самолет и 31 декабря, но - 2007 года"". (16 декабря 2004 года в интервью газете "Русский курьер".)

Александр Зелин, главком ВВС России: "Анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в своевременной разработке самолета пятого поколения, который по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей не будет уступать лучшим зарубежным аналогам". (8 августа 2008 года на пресс-конференции в Москве.)

* Указаны должности на момент выступления.

Догнали Америку?

Петр Дейнекин, генерал армии, Герой России, в 1991-1998 годах главком ВВС СССР и РФ:


- Нет, конечно. Долго перестраивались. Радует, что снова пошло финансирование, но мы сильно отстали по высокоточному оружию, навигации, радиоэлектронной борьбе. Накануне Великой Отечественной создали "шарашки", которые сумели к середине войны поставить достойные самолеты. Чтобы быстро догнать Америку, надо создать мощные стимулы для разработчиков.

Виктор Афанасьев, летчик-испытатель первого класса, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза:

- Где-то впереди идем мы, в чем-то американцы. Аэродинамические качества нового самолета хорошие. Общую оценку еще рано давать. Но Су-35 во многом уже превосходили F-22. Будет добавка. Возможности вооружения и авионики покажут дальнейшие испытания. Надеюсь, теперь у нас будет лучше.

Алексей Комаров, независимый авиаэксперт, корреспондент Aviation Week & Space Technology в России:

- Гонка вооружений рассчитана на долгий срок, и не всегда вступающий в нее позже проигрывает. Уже хорошо, что мы начали. Этот самолет - начало большого пути, один из элементов сложной системы, включающей в себя не только двигатели, но также оружие и радиоэлектронику. Их создать ничуть не проще. Нужно немало времени. Этот прототип по сути только "концепт-кар".

Анатолий Квочур, Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР:

- Может быть, даже обогнали. Некоторый сдвиг по срокам дает очень хорошее качество. Ведь после американских F-15 и F-18 у нас появился превосходящий их Су-27. Аналогов ему по летным характеристикам в мире нет до сих пор. Появились еще и Су-30, и Су-35. А дальше - пятое поколение. Можно разумно маневрировать типами и средствами.

Анатолий Корнуков, генерал армии, в 1998-2002 годах главком ВВС РФ:

- Рано сравнивать с западными аналогами. Этот самолет давно ждали, наши ВВС требуют технического обновления. Су-27 и МиГ-29 - хорошие машины, но они уже физически устарели. Есть даже летное происшествие: у МиГ-29 отвалился хвост. Очень надеюсь, что доработки и испытания пройдут благополучно и мы хотя бы к 2015 году получим самолеты на вооружение.

Юрий Елисеев, гендиректор авиадвигательного ФНПЦ "Салют":

- Наметилась тенденция к снижению уровня отставания. Если бы он был принят на вооружение, тогда - да. На Западе пятое поколение уже летает. А от первого испытательного полета до серийного производства - путь не в один год.

Сергей Кравченко, президент компании Boeing в России и СНГ:

- Россия еще раз подтвердила, что остается ведущей авиационной державой. У авиастроения России и Америки много общих корней. У Жуковского было два любимых ученика: Туполев и Сикорский. Постоянная конкуренция позволила создать, например, похожие "Буран" и "Шаттл". А по гражданской авиации Boeing ведет с "Сухим" проект, которым мы гордимся.

Николай Антошкин, генерал-полковник, Герой Советского Союза, замглавкома ВВС РФ в 1997-1998 годах:

- Время покажет. По авиационным, аэродинамическим параметрам давно обогнали и шли впереди. Самолеты свои возможности как планеры практически исчерпали. Сейчас главное - современная навигация, прицельный комплекс, вооружение, защита. В этом мы отставали. Первое испытание - на летные характеристики. Остальное только еще предстоит определить.

Юрий Ласточкин, мэр Рыбинска, бывший гендиректор авиадвигательного НПО "Сатурн":

- Полетел глубоко модернизированный двигатель, созданный КБ "Сатурн". Он дает серьезные прибавки. Но речь не идет о по-настоящему новом двигателе второго этапа, конкурсы по которому срывались сначала по известным причинам, а потом из-за неверия в собственную промышленность. А время сегодня - главный ресурс. Посмотрим...

Боевые самолеты пятого поколения в США

В США работа над самолетом пятого поколения началась, как и в СССР, в 70-е годы XX века. Сначала фирмы Boeing, General Dynamics, Lockheed, Grumman, McDonnell Douglas, Northrop и Rockwell занялись разработкой тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе на замену F-15. В 1986 году в финал вышли Lockheed и Northrop, а в апреле 1991 года было объявлено о победе Lockheed с проектом YF/A-22. Однако программа оказалась под угрозой закрытия - ее противники указывали, что после окончания холодной войны США не должны тратить громадные деньги на разработку новых истребителей. Лишь 7 сентября 1997 года самолет F-22, получивший название Raptor ("Хищник"), совершил первый полет. 26 сентября 2003 года серийный Raptor был передан учебно-тренировочному центру ВВС США (Air Education and Training Command), расположенному на авиабазе Тиндалл. В декабре 2005 года истребители вошли в боевой состав ВВС США. В настоящее время на вооружении находятся около 140 F-22. В самом начале программы ВВС США планировали иметь порядка 700 таких истребителей, затем их число сократили примерно до 200, однако дальнейшие закупки прекращены из-за высоких цен. Вся программа обошлась примерно в $65 млрд, стоимость одного самолета - около $140 млн, стоимость летного часа - $44 тыс.). Благодаря F-22 в настоящее время США являются единственной страной в мире, имеющей на вооружении боевой самолет пятого поколения.

Кроме того, полным ходом идут испытания другого самолета пятого поколения - ударного истребителя F-35 Lightning II. Проект создания единого боевого самолета для ВВС, ВМС и морской пехоты (Joint Strike Fighter) появился в конце 80-х годов. В программе участвуют также Британия и ряд европейских стран, которые намерены приобрести такие самолеты. В 2001 году Lockheed Martin выиграл у Boeing конкурс на новый истребитель, 15 декабря 2006 года предсерийный прототип совершил первый полет, серийное производство предполагается начать в 2010 году. Предполагается, что три версии F-35 (обычная, "морпеховская" и "авианосная") будут унифицированы на 70-90%. В частности, версия для морской пехоты имеет укороченный взлет и посадку. Стоимость одного самолета составляет около $80 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка