О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские авиакомпании увеличат объемы перевозок

Информационная группа Finam.ru провела конференцию "Авиаотрасль России на распутье". Ее участники констатируют, что отрасль авиаперевозок в России оказалась одной из наиболее пострадавших от кризиса

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга "ФИНАМ") провела конференцию "Авиаотрасль России на распутье". Ее участники констатируют, что отрасль авиаперевозок в России оказалась одной из наиболее пострадавших от кризиса. В текущем году объемы перевозок пассажиров отечественными авиакомпаниями могут восстановиться, но о росте прибыли пока говорить не приходится - стимулировать спрос можно только низкими ценами, в то время как затраты перевозчиков сохраняются на высоком уровне.

Ситуация в российской отрасли воздушных перевозок остается тяжелой. "Гражданская авиация России из кризиса не вышла. Во всяком случае, именно об этом говорят показатели состояния авиаперевозок. Вряд ли можно с гордостью заявлять о снижении темпов падения объемов перевозок, они продолжают в разы превосходить аналогичные показатели в развитых странах. Примерно такое же, видимо, положение с финансовыми результатами. Доходы от перевозок снизились на 8,3%, убыток от перевозочной деятельности - 6 млрд. рублей. Возросли затраты на аэропортовое обслуживание, аренду и лизинг ВС, ТОиР. И хотя, вроде бы, топливо подешевело, на самом деле это преобразовалось в повышение стоимости услуг по заправке", - рассказал президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

Эту точку зрения разделяет глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго: "Основной фактор снижения объемов - падение доходов населения и прибылей предприятий. Некоторые отсрочили или отменили отпуска, другие сократили командировки. Падение доходов авиакомпаний сказалось на рентабельности отрасли, и так обычно балансирующей на грани убытков. При этом основная статья расходов, затраты на топливо, сократилась не сильно: цены на нефть (а, следовательно, и на керосин) восстановились очень быстро".

Впрочем, по прогнозам аналитиков, в 2010 году отрасль может продемонстрировать рост объемов перевозок. "Объясняется это постепенным преодолением кризисных явлений в экономике и существующей системой транспортных коммуникаций в стране. У нас еще огромное количество мест, куда можно долететь только самолетом - значит, авиаперевозки в 2010 году будут, и они могут вырасти по сравнению с 2009 годом", - отметил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Свои прогнозы озвучил г-н Шаго: "В 2009 перевозки пассажиров российскими а/к упали на 9,4%, грузов - на 8,6%. На 2010 год пока складываются предпосылки для роста, можно ожидать в пределах 10-15%".

При этом рост количества перевезенных пассажиров не означает автоматический рост доходов отрасли. Например, редактор аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает: "Перспективы по объему перевозок вполне радужные - можно выйти на уровень 2008 года и даже превзойти его. Но этого можно достичь только ценой убытков. Авиакомпании в 2009 году не повышали тарифы, хотя их издержки росли. Если перевозчики и далее готовы наращивать убытки, они смогут держать низкие цены. Вопрос только в том, какой существует запас прочности у авиакомпаний".

В этих условиях аналитики не рекомендуют инвесторам делать ставку на акции авиакомпаний. "Экономика а/к серьезно пострадала от кризиса, летать стали меньше а топливо все еще дорогое. Главный драйвер для акций перевозчиков - рост доходов населения, а с этим сейчас очень плохо. Поэтому ждать возвращения котировок на уровень 2007 года я бы сейчас не стал. Хотя нужно отметить, что все публичные компании: "Аэрофлот", "ЮТэйр", "Сибирь", "Трансаэро" - кризис пережили, и некоторые пережили неплохо. Все существенно модернизировали парк и сейчас меньше зависят от цен на топливо. Так что в перспективе 2-3 лет можно говорить и о росте акций. При условии, конечно, что доходы начнут восстанавливаться", - считает г-н Шаго....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка