Источник: журнал «Эксперт»
Автор: Алексей Хазбиев
Опубликовано: 01.02.2010, 16:26

"Сухой" на двоих


Летные испытания нового истребителя пятого поколения, разработанного в ОКБ "Сухого", доказали способность России самостоятельно создавать критически важные военные технологии и на равных бороться с США за лидерство в технологической гонке. Но быстро доработать и запустить в серию новый самолет мы пока не в состоянии, поэтому решено делать это вместе с нашими стратегическими партнерами из Индии.

Гендиректор "Сухого" Михаил Погосян может смело праздновать победу. В пятницу, 29 января, состоялся долгожданный первый полет опытной модели перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) более известного как истребитель пятого поколения. Самолет, получивший конструкторский индекс Т-50, поднялся в воздух ранним утром в 4.20 по московскому времени с заводского аэродрома Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре, сделал несколько кругов над поселком Галичный и благополучно совершил посадку. Новый истребитель пробыл в воздухе чуть больше 45 минут. Его пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием. "В ходе испытаний мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы: им легко и комфортно управлять", - поделился своими впечатлениями с журналистами сразу после посадки Богдан. Это подтвердили и в пресс-службе "Сухого". "Все задачи, намеченные на первый полет, были успешно решены. Устойчивость и управляемость истребителя в воздухе получили хорошую оценку. Все системы, в том числе двигатели самолета, работали в штатном режиме без отказов", - радостно сообщила представитель "Сухого" Ольга Каюкова. А ее шеф прямо-таки светился от счастья. "Начало летных испытаний самолета пятого поколения - большой успех российской науки и конструкторской мысли. За этим достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров. Это новый этап развития военного авиастроения и смежных отраслей, который выводит российскую промышленность на качественно иной технологический уровень. Я очень доволен", - заявил Михаил Погосян. По его словам, "новые самолеты наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять облик российских ВВС в течение ближайших десятилетий". Правда, при этом глава "Сухого" довольно четко дал понять, что пить шампанское пока еще рановато. "Летные испытания - лишь первый шаг. Это очень хорошее начало большой работы, которую нам еще только предстоит сделать", - подчеркнул Погосян. Рабочий настрой главы "Сухого" легко объясним. В военной авиации Россия сейчас отстает от США как минимум на 12 лет.

В погоне за США

В США программа создания самолета пятого поколения стартовала в начале восьмидесятых годов прошлого века. А свой первый полет новый тяжелый американский истребитель F-22 Raptor совершил в 1997 году. Эта машина, созданная корпорацией Lockheed Martin, отличается от своих предшественников (F/A-18) практически по всем важнейшим характеристикам. Во-первых, новый истребитель сконструирован с использованием технологии "стелс", то есть обладает так называемой малозаметностью. На практике это означает, что самолет хоть и виден на радаре, но идентифицировать его очень трудно, а значит, практически невозможно сбить. Во-вторых, F-22 способен выполнять полеты на сверхзвуковой крейсерской скорости. И, наконец, в-третьих, он оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Впрочем, несмотря на все эти преимущества, массового распространения F-22 не получил. И прежде всего из-за непомерно высокой цены. Если в начале нынешнего десятилетия Пентагон закупал F-22 по 140−150 млн долларов, то теперь его цена выросла до 250 млн долларов. А вся программа создания этого истребителя обошлась почти в 70 млрд долларов. В общей сложности Lockheed Martin построил почти полторы сотни F-22 Raptor. Но Белый дом решил, что дальнейшая закупка этих самолетов нецелесообразна. В июле прошлого года сенат США проголосовал за прекращение финансирования этой программы. За это американские парламентарии даже удостоились благодарности президента США Барака Обамы, который прямо сказал, что "эти самолеты нам не нужны". Правда, продавать их на экспорт, в частности в Японию, американский сенат запретил, поскольку "они созданы с использованием самых секретных технологий, закрытых даже для ближайших союзников". На замену F-22 Lockheed Martin разработал легкий ударный истребитель пятого поколения F-35. Именно им американцы намерены оснастить свою морскую пехоту, ВВС и авианосные соединения ВМС. На создание этого истребителя Пентагон и Lockheed Martin потратят свыше 200 млрд долларов. Сейчас новый F-35 стоит более 75 млн долларов. Но в Пентагоне надеются, что за счет большой серии (планируется произвести около 3000 машин) цену на этот истребитель удастся снизить. Кроме того, часть затрат планируется покрыть за счет экспорта этих машин в Великобританию, Израиль и другим американским союзникам.

Ставка на Индию

В отличие от США, СССР сразу стал разрабатывать два типа истребителей пятого поколения. Легкий самолет делал МиГ, а тяжелый - "Сухой". Но после развала Союза финансирование этих программ было свернуто. В результате опытный образец нового МиГа - изделие 1.44 - только ездил по взлетной полосе, но взлететь так и не смог. А модель "Сухого" - С-37 "Беркут" (с крыльями обратной стреловидности), названная прототипом истребителя пятого поколения, не была запущена в серию из-за многочисленных недостатков конструкции. Впрочем, Михаил Погосян никогда не скрывал, что С-37 - всего-навсего летающая лаборатория, а настоящий самолет его фирма готова сделать, как только ВВС ясно сформулируют к нему свои требования. Это произошло лишь в 2002 году, когда Минобороны России объявило соответствующий тендер, в котором и победил "Сухой". А уже в 2004 году компания завершила работу над эскизным проектом нового самолета. Но о его тактико-технических характеристиках до сих пор почти ничего не известно. Более того, тайной был даже внешний облик нового истребителя. Информагентства со ссылкой на осведомленные источники в Минобороны сообщают лишь, что ПАК ФА может развивать скорость более 2 тыс. км в час и летать на расстояние более 5 тыс. км с дозаправкой. Завесу секретности решил немного приоткрыть вице-премьер России Сергей Иванов. На совещании президиума правительства в прошлую пятницу он сообщил, что российский самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функции электронного пилота и РЛС с АФАР. Этот комплекс позволит значительно снизить нагрузку на пилота и сконцентрировать его внимание только на решении тактических задач, так как "все остальное сделает компьютер". "Самолет, который поднимался в воздух, уже осуществляет связь в режиме реального времени как с наземными пунктами управления, так и с другими самолетами аналогичного класса", - уточнил вице-премьер. По словам Иванова, ПАК ФА сочетает в себе функции как истребителя, так и ударного комплекса, способного в любых условиях работать по наземным, воздушным и надводным морским целям. При этом Иванов особо отметил, что "предстоит еще очень много работы, в частности по двигателю нового самолета и системам вооружения, а также по подготовке полигона базы Минобороны для испытания этого оружия". По сути, это означает только одно - ни нового полноценного двигателя, ни нового вооружения для ПАК ФА пока еще нет - их предстоит доделать. А значит, о серийном производстве Т-50 можно говорить лишь в отдаленной перспективе.

Изначально планировалось, что новый самолет поступит в российские ВВС в 2015 году. Но премьер-министр России Владимир Путин уверенно заявил, что первая установочная партия должна быть поставлена в Липецк в 2013 году, чтобы летчики местного центра обучения экипажей ВВС начали на ней работать. Теоретически выполнить задание премьера можно, но лишь при условии масштабного финансирования и наличия надежного партнера, готового включиться в работу на условиях разделения рисков. И такой партнер у России есть. Это Индия. По словам Михаила Погосяна, именно с индийскими партнерами его компания намерена в дальнейшем развивать программу ПАК ФА. "Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность". Более того, российско-индийский истребитель пятого поколения позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС обеих стран, но и займет достойное место на мировом рынке", - заявил Погосян.

Как сообщила индийская деловая газета Business Standard, планируется, что ВВС Индии и России закупят по 250 самолетов нового поколения. При этом, согласно пожеланию индийской стороны, будут созданы два похожих истребителя на единой базе. ВВС Индии получат 200 двухместных и 50 одноместных истребителей, в то время как ВВС России делает упор на приобретение в основном одноместных самолетов. Уже известно, что в Индии новый истребитель получил обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Эффективная площадь отражающей поверхности нового истребителя равна всего 0,5 кв. м по сравнению с 20 кв. м у Су-30 МКИ. Это означает, что если Су-30МКИ на радаре виден как металлический объект размером 5 на 4 метра, то отражение на экране радара у FGFA будет в 40 раз меньше.

По информации газеты Business Standard, в ближайшее время будет подписано соглашение между индийской корпорацией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и российской Объединенной авиастроительной корпорацией, согласно которому обе компании станут равноправными участниками программы производства истребителя пятого поколения для ВВС двух стран. Стоимость совместной разработки 35−тонного истребителя составит около 10 млрд долларов. Причем финансирование программы будет осуществляться на паритетной основе. А заказчикам новую машину планируется продавать по цене 85−100 млн долларов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 1 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Иванов Сергей, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Су-30МКИ, Су-30, С-37, Погосян Михаил, Богдан Сергей, Каюкова Ольга, Самолетостроение, Беркут (в процессе тестирования)