Коммерсантъ
2 февраля 2010, 11:09
За 128 млрд рублей все залетает
Объединенная авиастроительная корпорация предлагает кардинальным образом изменить механизм господдержки отечественного авиапрома, разработав проект соответствующей концепции
Предложение реформировать систему господдержки отечественного авиапрома содержится в разработанной ОАК концепции "Система финансирования продаж авиатехники в России" (имеется в распоряжении "Ъ"). В конце декабря 2009 года документ был внесен на рассмотрение в профильные ведомства, говорит источник "Ъ" в Минэкономразвития, ответственном за его разработку. "Ожидается, что принципиальное решение об изменении механизма господдержки отрасли будет принято в срок до 30 марта",- отметил собеседник "Ъ".
Вчера в Минпромторге "Ъ" заявили, что получили проект концепции в середине января. "Проект разработан в соответствии с поручением премьер-министра Владимира Путина, и сейчас мы его изучаем",- заявил "Ъ" представитель министерства, уточнив, что свое отношение к документу Минпромторг намерен сформулировать "к концу первого квартала". В ОАК "Ъ" подтвердили, что участвовали в разработке концепции, заявив, что ее первое публичное обсуждение успешно прошло в конце декабря прошлого года в Госдуме в рамках "правительственного часа". В Минфине от комментариев отказались.
Согласно проекту концепции, государство эмитирует рублевые беспроцентные казначейские облигации (БКО), предусматривающие погашение части их номинальной стоимости, каждые полгода. Срок обращения бумаг - 15 лет - равен сроку возврата кредита на покупку авиатехники. Раз в полгода БКО эмитируются в пользу банка-агента в лице Внешэкономбанка (ВЭБ), который затем безвозмездно передает их банку-кредитору на сумму, равную денежному эквиваленту компенсационной процентной ставки (ее устанавливает для каждой конкретной сделки комиссия, создаваемая при правительстве РФ либо при Минпромторге). Банки смогут продать бумаги на открытом рынке с дисконтом либо дождаться их частичного или полного погашения.
ОАК предлагает ограничить срок действия новой программы господдержки отрасли пятью годами (2011-2015 годы), за это время корпорация намерена изготовить и продать 428 самолетов (46 Ту-204СМ, 110 Ан-148 и 272 SSJ-100) на общую сумму 369 млрд руб. При этом общий объем эмиссии БКО за этот период составит 127,88 млрд руб. К концу 2015 года объем предельных ежегодных субсидий, получаемых банками в виде погашения номинальной стоимости облигаций, составит 7,9 млрд руб.
В основе новой системы господдержки российского авиапрома лежит бразильская программа поддержки экспортных продаж PROEX, позволившая местному производителю региональных самолетов Embraer войти в четверку крупнейших мировых авиастроителей с ежегодным объемом заказов на $21 млрд. Если в 1996 году компания произвела только четыре коммерческих самолета, то уже в 2001 году - 161. Суть программы сводится к субсидированию процентных ставок по кредитам, получаемым иностранными покупателями бразильских самолетов. ОАК предлагает расширить действие программы на внутренний рынок.
Существующие меры господдержки авиастроителей являются недостаточными, считают разработчики концепции. Так, госгарантии в рамках постановления правительства РФ N 803 получают лишь "единичные проекты, операции ведутся на рынках очень узкой группы государств". В 2004-2007 годах банк-агент правительства Росэксимбанк (на 100% принадлежит ВЭБу) использовал лимиты, зарезервированные в федеральном бюджете на цели поддержки экспорта, всего на 26,3%. Кроме того, существующая система господдержки отрасли не позволяет участникам сделок привлечь средства для фондирования сделок купли-продажи самолетов на длительный срок.
Субсидии, выдаваемые государством лизинговым компаниям на основании постановления правительства N 90, распространяются только на кредиты сроком не более пяти лет. Их предоставление осуществляется ежеквартально, и лизинговой компании всякий раз "приходится доказывать состоятельность ее претензий на данные выплаты". Между тем после кризиса на рынке наблюдается дефицит "длинных денег", а стоимость финансовых ресурсов крайне высока - 12-15% в рублях. В рамках же новой программы покупатели смогут кредитоваться под 5-7% годовых в рублях и под 3-5% в долларах, говорится в концепции.
"Если действительно удастся реализовать заявленные в концепции величины процентных ставок, эти финансовые условия могут оказаться вполне конкурентоспособными, особенно с учетом планируемых ставок по рублевым кредитам",- говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его мнению, предлагаемая ОАК облигационная схема позволит привлечь деньги на более длительный срок в отрасль, традиционно испытывавшую трудности с гарантийными инструментами. В свою очередь, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что механизм оказания госпомощи авиапрому должен быть понятным и прозрачным. "Предлагаемая концепция - конкретный шаг в этом направлении,- отмечает эксперт.- Сейчас каналы оказания госпомощи настолько многочисленны и запутаны, что государству даже пришлось заказать специальную научно-исследовательскую работу, чтобы разобраться в ситуации"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Министр транспорта края отметил лучших сотрудников "ХабАвиа"
Апрель 25, 2024
Аэропорт Пулково поделился опытом организации доступа в ИТ-инфраструктуру