Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Елена Киселева
Опубликовано: 02.02.2010, 11:09

За 128 млрд рублей все залетает

Государству предлагают открыть щедрую кредитную авиалинию


Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) предлагает кардинальным образом изменить механизм господдержки отечественного авиапрома, разработав проект соответствующей концепции. Если документ будет одобрен, государство возьмет на себя компенсацию части процентной ставки по кредитам, получаемым покупателями российской авиатехники, путем выпуска беспроцентных казначейских облигаций со сроком обращения 15 лет. Это должно привести к притоку в отрасль "длинных" и дешевых ресурсов, что позволит российским авиастроителям в ближайшие пять лет изготовить и продать 428 самолетов на общую сумму 369 млрд руб.

Предложение реформировать систему господдержки отечественного авиапрома содержится в разработанной ОАК концепции "Система финансирования продаж авиатехники в России" (имеется в распоряжении "Ъ"). В конце декабря 2009 года документ был внесен на рассмотрение в профильные ведомства, говорит источник "Ъ" в Минэкономразвития, ответственном за его разработку. "Ожидается, что принципиальное решение об изменении механизма господдержки отрасли будет принято в срок до 30 марта",- отметил собеседник "Ъ".

Вчера в Минпромторге "Ъ" заявили, что получили проект концепции в середине января. "Проект разработан в соответствии с поручением премьер-министра Владимира Путина, и сейчас мы его изучаем",- заявил "Ъ" представитель министерства, уточнив, что свое отношение к документу Минпромторг намерен сформулировать "к концу первого квартала". В ОАК "Ъ" подтвердили, что участвовали в разработке концепции, заявив, что ее первое публичное обсуждение успешно прошло в конце декабря прошлого года в Госдуме в рамках "правительственного часа". В Минфине от комментариев отказались.

Согласно проекту концепции, государство эмитирует рублевые беспроцентные казначейские облигации (БКО), предусматривающие погашение части их номинальной стоимости, каждые полгода. Срок обращения бумаг - 15 лет - равен сроку возврата кредита на покупку авиатехники. Раз в полгода БКО эмитируются в пользу банка-агента в лице Внешэкономбанка (ВЭБ), который затем безвозмездно передает их банку-кредитору на сумму, равную денежному эквиваленту компенсационной процентной ставки (ее устанавливает для каждой конкретной сделки комиссия, создаваемая при правительстве РФ либо при Минпромторге). Банки смогут продать бумаги на открытом рынке с дисконтом либо дождаться их частичного или полного погашения.

ОАК предлагает ограничить срок действия новой программы господдержки отрасли пятью годами (2011-2015 годы), за это время корпорация намерена изготовить и продать 428 самолетов (46 Ту-204СМ, 110 Ан-148 и 272 SSJ-100) на общую сумму 369 млрд руб. При этом общий объем эмиссии БКО за этот период составит 127,88 млрд руб. К концу 2015 года объем предельных ежегодных субсидий, получаемых банками в виде погашения номинальной стоимости облигаций, составит 7,9 млрд руб.

В основе новой системы господдержки российского авиапрома лежит бразильская программа поддержки экспортных продаж PROEX, позволившая местному производителю региональных самолетов Embraer войти в четверку крупнейших мировых авиастроителей с ежегодным объемом заказов на $21 млрд. Если в 1996 году компания произвела только четыре коммерческих самолета, то уже в 2001 году - 161. Суть программы сводится к субсидированию процентных ставок по кредитам, получаемым иностранными покупателями бразильских самолетов. ОАК предлагает расширить действие программы на внутренний рынок.

Существующие меры господдержки авиастроителей являются недостаточными, считают разработчики концепции. Так, госгарантии в рамках постановления правительства РФ N 803 получают лишь "единичные проекты, операции ведутся на рынках очень узкой группы государств". В 2004-2007 годах банк-агент правительства Росэксимбанк (на 100% принадлежит ВЭБу) использовал лимиты, зарезервированные в федеральном бюджете на цели поддержки экспорта, всего на 26,3%. Кроме того, существующая система господдержки отрасли не позволяет участникам сделок привлечь средства для фондирования сделок купли-продажи самолетов на длительный срок.

Субсидии, выдаваемые государством лизинговым компаниям на основании постановления правительства N 90, распространяются только на кредиты сроком не более пяти лет. Их предоставление осуществляется ежеквартально, и лизинговой компании всякий раз "приходится доказывать состоятельность ее претензий на данные выплаты". Между тем после кризиса на рынке наблюдается дефицит "длинных денег", а стоимость финансовых ресурсов крайне высока - 12-15% в рублях. В рамках же новой программы покупатели смогут кредитоваться под 5-7% годовых в рублях и под 3-5% в долларах, говорится в концепции.

"Если действительно удастся реализовать заявленные в концепции величины процентных ставок, эти финансовые условия могут оказаться вполне конкурентоспособными, особенно с учетом планируемых ставок по рублевым кредитам",- говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его мнению, предлагаемая ОАК облигационная схема позволит привлечь деньги на более длительный срок в отрасль, традиционно испытывавшую трудности с гарантийными инструментами. В свою очередь, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что механизм оказания госпомощи авиапрому должен быть понятным и прозрачным. "Предлагаемая концепция - конкретный шаг в этом направлении,- отмечает эксперт.- Сейчас каналы оказания госпомощи настолько многочисленны и запутаны, что государству даже пришлось заказать специальную научно-исследовательскую работу, чтобы разобраться в ситуации".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 2 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, SSJ-100, Макиенко Константин (в процессе тестирования)