Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Андрей Ковалевский
Опубликовано: 03.02.2010, 12:58

"Аэрофлоту" пришивают крылья "Росавиа"


Премьер-министр Владимир Путин признал провал проекта "Ростехнологий" - "Росавиа". Активы компании будут акционированы и перейдут под крыло "Аэрофлота". Реальных конкурентов у него теперь не останется. Но пользы от такого слияния не почувствует ни "Аэрофлот", ни пассажиры, уверены эксперты.

Авиационные активы "Ростехнологий", доставшиеся им в наследство от обанкротившегося альянса AirUnion, уйдут под крыло "Аэрофлота". Премьер-министр РФ Владимир Путин одобрил предложение Минтранса по акционированию компании ГТК "Россия" и других ФГУПов, находящихся в ведении компании "Ростехнологии", и последующее их слияние с компанией "Аэрофлот". По сути, это означает, что двухлетние мучения "Ростехнологий" с активами AirUnion и попытка создать полноценного конкурента "Аэрофлоту", провалились.

Решение о консолидации активов "Ростехнологий" с "Аэрофлотом" было принято во вторник в ходе встречи Владимира Путина с главой Минтранса Игорем Левитиным. Именно Левитин настаивал на этом плане. А вот сами "Ростехнологии" идти под крыло "Аэрофлота" до последнего не хотели. Глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов надеялся договориться об альянсе с супругами Филевыми ― Владиславом и Натальей, контролирующими авиакомпанию "Сибирь".

В управлении "Ростехнологий" находятся три ФГУПа ― ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии", а также три акционерных общества ― "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы". Акционирование ФГУПов по плану Минтранса будет проведено в течение 2010 года. После чего "весь этот актив" министерство предлагает "сформировать под совместным управлением и в дальнейшем осуществить слияние с компанией "Аэрофлот".

Левитин объяснил Путину, что такое решение не будет противоречить антимонопольному законодательству. По его словам, на "Аэрофлот", который сегодня в основном концентрируется на международных перевозках, приходится около 15% внутренних перевозок, а после консолидации с активами "Ростехнологий" доля вырастет до 30―35%. "Это вписывается в рамки антимонопольного регулирования, и мы можем с антимонопольной службой подумать, как в будущем эти регулятивные меры постоянно контролировать", ― отметил министр.

"Хорошо. Решение принято. Я с вашим предложением согласен. Приступайте к работе", ― ответил премьер.

"Аэрофлот" к слиянию уже готов. На прошлой неделе авиакомпания, по сути, была национализирована: частный акционер компании, владелец Национального резервного банка Александр Лебедев, как он сам признался, не без давления государства расстался со своим пакетом акций (25,8%). Правда, по рыночной цене. Теперь часть акций Лебедева, купленных "Аэрофлотом", будет использована для обмена на авиационные активы "Ростехнологий".

Между тем эксперты слияние "Аэрофлота" с авиационными активами "Ростехнологий" считают непродуманным шагом, ждать синергетического эффекта от которого не стоит. "Активы "Ростехнологий" просто растворятся в "Аэрофлоте", ― уверен руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.

У "Аэрофлота" есть абсолютно все маршруты, которые есть у перевозчиков "Ростехнологий".

Но самый большой минус в том, что практически все авиакомпании "Ростехнологий" по своему историческому происхождению региональные. Изначально они были заинтересованы развивать бизнес в регионах, там, где исторически базировались. Но у "Аэрофлота" концепция другая. "Что бы ни декларировало руководство авиакомпании, концентрироваться перевозки будут в "Шереметьево", где "Аэрофлот" создает свой хаб", ― говорит Рыбак. При этом региональное сообщение на севере-западе, в Поволжье и на Дальнем Востоке будет деградировать.

Возможно, "Аэрофлот" не будет разрушать бизнес региональных перевозчиков и попытается сделать из них полноценных "дочек". "Но есть куда более предпочтительный вариант ― обанкротить эти авиакомпании, отдав долги, а ценные остатки забрать себе", ― считает Рыбак.

Практически все авиакомпании, переходящие к "Аэрофлоту", находятся в катастрофическом положении.

"Флот их разнотипный и неухоженный, и "Аэрофлоту" он не нужен", ― объясняет Рыбак свою позицию. Пожалуй, самый ценный актив ― ГТК "Россия", да и та накопила долгов на несколько миллиардов рублей.

"Альянс с "Сибирью" был бы предпочтительнее, ― уверен Рыбак. ― Это был реальный шанс создать второго окологосударсвенного перевозчика, но конкурирующего с "Аэрофлотом". Конкуренция всегда лучше и для бизнеса, и для потребителя". А так получается, что государственные и окологосударственные активы сольются в одну авиакомпанию, как полагают эксперты, она сохранит все существующие преференции и, очевидно, будет получать дополнительные. Например, "Аэрофлот" уже попросил отдать ему в управление "Шереметьево-2", так как построенный им терминал "Шереметьево-3" способен обслужить только 9 млн пассажиров, а уже в этом году авиакомпания перевезет 12 млн пассажиров.

Оставшимся частным авиакомпаниям после такой консолидации остается лишь играть второстепенную роль.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 3 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Саратовские авиалинии, Федеральное агентство воздушного транспорта, Авиакомпания "Россия", Рыбак Борис, Оренбургские авиалинии, Аэрофлот - российские авиалинии, Крылья, Аэрофлот (Aeroflot), Чемезов Сергей, Ростехнологии, Аврора (Aurora Airlines) (в процессе тестирования)