Источник: сайт «Газета»
Автор: Иван Гидаспов
Опубликовано: 03.02.2010, 14:30

"Аэрофлоту" возвращают советское величие


Российские власти окончательно отказались от идеи создания нового российского национального перевозчика "Росавиа". Теперь все региональные компании, так и не ставшие единой корпорацией, будут переданы "Аэрофлоту".

Революционное решение было принято 2 февраля 2010 года на встрече премьер-министра РФ Владимира Путина и министра транспорта Игоря Левитина. Частью "Аэрофлота" станут ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии", а также три акционерных общества - "Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".

"Часть активов находится сейчас в распоряжении компании "Ростехнологии".Сейчас они проходят процедуру акционирования", - сообщил РИА "Новости" министр транспорта Игорь Левитин, уточнив, что сама процедура будет завершена в течение 2010 года.

На пути к монополии

По предложению Минтранса ГТК "Россия", которая является самым большим перевозчиком и ядром этих активов, будет акционирована и зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Далее компанию ждет оптимизация персонала. "Это большая работа, и мы проведем ее вместе с городскими властями, - подчеркнул Левитин. - Затем, после акционирования остальных ФГУПов, весь этот актив предлагается сформировать под совместным управлением и в дальнейшем осуществить слияние с компанией "Аэрофлот".

В ходе обсуждения инициативы Минтранса у Владимира Путина возник вопрос, а не противоречит ли такой шаг действующему антимонопольному законодательству. По словам Левитина, "Аэрофлот" контролирует сегодня около 15% российского рынка авиаперевозок. "Он в основном концентрируется на международных перевозках, - уточнил министр, - и в случае принятия решения по консолидации с активами "Ростехнологий" у них будет примерно 30-35%. Это вписывается в рамки антимонопольного регулирования, и мы можем с антимонопольной службой подумать, как в будущем эти регулятивные меры постоянно контролировать".

Лопнувший конкурент

Своим решением Владимир Путин перечеркнул планы "Ростехнологий" по созданию на базе "Росавиа" конкурента "Аэрофлоту". Это неудивительно, если вспомнить публичный разнос, устроенный недавно премьер-министром Сергею Чемезову.

Впрочем, до проведения совместной встречи Левитина и Путина существовал спасительный для "Ростехнологий" вариант развития событий. Сергей Чемезов смог договориться об объединении своих активов с авиакомпанией S7 ("Сибирь"), третьей по величине в России.

По информации "Коммерсанта", все это могло вылиться в создание совместной управляющей компании (распределение долей в ней пока неизвестно), зарегистрированной в Петербурге, которая получала бы в управление все авиационные активы "Ростехнологий", "Сибири" и "Группы С7". Возглавить компанию предлагали владельцу "Сибири" Владиславу Филеву. Одновременно госкорпорация просила правительство передать ей принадлежащие государству 25,5% акций "Сибири". Принципиальным противником подобного сценария как раз и выступал Игорь Левитин, входящий в совет директоров "Аэрофлота".

Главный национальный

Как заметила GZT.RU представитель "Аэрофлота" Ирина Данненберг, авиакомпания в ближайшее время проведет анализ передаваемых ему авиационных активов. "Мы в короткие сроки проведем тщательное изучение рыночных позиций и финансового состояния компаний, которые нам передаются в управление, и по итогам данного исследования будет составлен план интегрирования этих активов в консолидированную группу "Аэрофлот", - сообщила она.

Представители авиакомпании "Сибирь" и Минтранса РФ от комментариев отказались.

Эксперты между тем считают, что для "Аэрофлота" такой щедрый подарок может оказаться непосильной ношей. "Существенной пользы "Аэрофлоту" поглощаемые компании не принесут, став для него своеобразной общественной нагрузкой", - заметил GZT.RU Борис Рыбак, генеральный директор консалтингового агентства Infomost.

Долговые крылья

В 2008 году госкорпорация "Ростехнологии" объявила о планах создать конкурента национальному перевозчику "Аэрофлоту" на базе собственных авиаактивов. Проект получил рабочее название "Росавиа". Партнером "Ростехнологий" по созданию холдинга "Росавиа" должно было быть правительство Москвы, рассчитывавшее получить 49% акций холдинга в обмен на авиакомпанию "Атлант-Союз" и денежный взнос. Но партнеры не смогли договориться, и правительство Москвы фактически отказалось от участия в холдинге. В 2009 году авиакомпания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями - задолженность около 6 млрд рублей.


По словам Рыбака, после приведения в порядок поглощаемых "Аэрофлотом" активов возможно два варианта развития событий: либо главный национальный перевозчик создаст из "новичков" дочерние компании, либо просто обанкротит их, отдав долги и забрав то ценное, что они еще могут дать.

"Сибирь" отдыхает

Борис Рыбак считает, что альянс с "Сибирью" выглядел предпочтительнее с точки зрения конкуренции. "Эта компания, единственная за всю историю российской авиации, которая смогла обратить себе на пользу поглощение "Внуковских авиалиний", выбравшись из середняков в тройку лидеров авиарынка, - подчеркнул эксперт. - Был шанс применить положительный опыт еще раз, составив серьезную конкуренцию "Аэрофлоту".

На фондовом рынке тоже нет уверенности в позитиве решения Путина. По мнению аналитиков ИК "Финам", объединение с авиационными активами "Ростехнологий" может плохо отразиться на консолидированных финансовых показателях "Аэрофлота" вследствие более старого и низкоэффективного парка самолетов этих компаний, а также из-за усложнения структуры управления всей группой.

"Мы негативно относимся к объединению низкорентабельных авиакомпаний с высокой долговой нагрузкой с "Аэрофлотом", который является лидером отрасли по показателям эффективности. Кроме того, авиакомпании, входящие в "Ростехнологии", имеют существенно более старый парк самолетов по сравнению с "Аэрофлотом", который к концу 2009 года вывел полностью из эксплуатации устаревшие и неэкономичные российские самолеты. Также организационная структура авиакомпании может стать более трудноуправляемой", - заявил GZT.RU Константин Романов, аналитик "Финама".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 3 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Саратовские авиалинии, Владивосток Авиа, Федеральное агентство воздушного транспорта, Авиакомпания "Россия", Левитин Игорь, Рыбак Борис, Оренбургские авиалинии, Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания "Сибирь", Крылья, Чемезов Сергей, Ростехнологии, Аврора (Aurora Airlines), Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Аэрофлот (Aeroflot) (в процессе тестирования)