Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Петр Мироненко
Опубликовано: 04.02.2010, 10:42

"Аэрофлот" заставят поделиться слотами

ФАС может обременить поглощение "Росавиа" поведенческими условиями


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не видит в поглощении "Аэрофлотом" авиакомпаний "Ростехнологий" нарушения антимонопольного законодательства. Но по итогам анализа сделки служба может выставить компании ряд поведенческих условий - например, продать на аукционах часть пересекающихся маршрутов. Эксперты не думают, что предписания ФАС могут существенно помешать бизнесу объединенной компании.

Вчера руководитель ФАС Игорь Артемьев впервые высказал точку зрения службы на поглощение авиакомпаний "Ростехнологий" "Аэрофлотом", утвержденное в понедельник премьером Владимиром Путиным. Господин Артемьев вслед за министром транспорта Игорем Левитиным признал, что сделка не противоречит антимонопольному законодательству, хотя и "заслуживает внимательного рассмотрения". "Активы "Росавиа" не такие большие, чтобы "Аэрофлот" занимал подавляющее положение. У нас, слава богу, есть "Сибирь", "Трансаэро", "ЮТэйр", - цитирует Игоря Артемьева "Интерфакс".

Компетенция ФАС ограничивается рынком внутрироссийских перевозок (международные регулируются межправительственными соглашениями, которые имеют приоритет перед национальным антимонопольным законодательством). По оценке Игоря Артемьева, доля объединенной компании на российском авиационном рынке может составить до 40%. Накануне на встрече с Владимиром Путиным министр транспорта Игорь Левитин называл меньшую цифру - от 30 до 35%. Если исходить из итогов прошлого года, то к истине ближе господин Левитин. Более того, "Аэрофлот" вместе с новыми активами даже недотянет до 35-процентной границы доминирующего положения на рынке, определенного в законе "О защите конкуренции". По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2009 году "Аэрофлот", его "дочки" "Нордавиа" и "Донавиа" и авиакомпании "Ростехнологий" в совокупности перевезли по внутрироссийским маршрутам 7,79 млн пассажиров - это примерно 32,7% всего объема перевозок в стране (22,38 млн пассажиров).

По словам Игоря Артемьева, на анализ возможных последствий сделки у ФАС уйдет два месяца. Он добавил, что служба подготовит для "Аэрофлота" предписание, направленное на соблюдение конкуренции, "степень жесткости которого определяется структурой сделки". Господин Артемьев сразу предупредил, что предписаний, ограничивающих цены на авиабилеты, ФАС выносить не будет. "Может быть, предпишем слоты продать, может быть, еще что", - сказал господин Артемьев.

Как пояснил "Ъ" начальник управления транспорта ФАС Константин Сенечкин, возможность продажи на аукционе слотов (право на взлет или посадку в аэропорту) предусмотрена принятым в прошлом году постановлением правительства "О недискриминационном доступе к аэропортовой инфраструктуре". ФАС проанализирует сети "Аэрофлота" и поглощаемых компаний, и, если в сумме они будут занимать на каких-либо маршрутах более 35% перевозок, служба может предписать компании продать этот слот. ФАС может выставить "Аэрофлоту" и другие условия, какие конкретно, можно будет говорить по итогам анализа сделки и рынка, заключил господин Сенечкин.

Поведенческие условия, которых от ФАС можно ожидать прежде всего в отношении авиакомпании, - это ограничение роста цен на авиабилеты, отмечает юрист Goltsblat BSP Евгения Борзило. Но с начала кризиса перевозчики компенсируют падение пассажиропотока снижением тарифов, и сейчас по цене авиабилеты уже приблизились к железнодорожным. В таком случае логично, что предписания ФАС будут касаться взаимоотношений с аэропортами: это вторая основная область антимонопольного регулирования в авиации, отмечает госпожа Борзило. Партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черный добавляет, что наряду с предписаниями в сфере ценообразования ФАС может наложить ограничения на приобретение новых авиационных бизнесов. "Вместе с тем ранее в аналогичной ситуации другим крупным игрокам рынка, например "Газпрому", удавалось успешно оспаривать в суде такие предписания антимонопольного ведомства", - напоминает господин Черный. Если предписания ФАС в отношении "Аэрофлота" будут достаточно жесткими, то не исключено, что ситуация повторится, отмечает юрист.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 4 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Левитин Игорь, Аэрофлот - российские авиалинии, Донавиа, Авиакомпания "Уктус", Нордавиа - региональные авиалинии, Артемьев Игорь, Ан-32, Нордавиа (Nordavia), ДОНАВИА (Donavia), Аэрофлот (Aeroflot) (в процессе тестирования)