Источник: газета «Российская газета»
Автор: Александр Емельяненков
Опубликовано: 04.02.2010, 11:52

Нелетное время

Уникальный учебный центр молодых пилотов бросили на произвол судьбы


К правовому нигилизму в нашей стране не привыкать. Но чтобы чиновники средней руки игнорировали прямые поручения президента страны и Верховного Главнокомандующего - такого не припомню.

В мае прошлого года начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров, временно исполнявший в то время обязанности министра обороны, по поручению главы государства докладывал ему по частному, казалось бы, вопросу - о подготовке летного состава Военно-воздушных сил в Вяземском учебном авиационном центре тогда еще РОСТО. В декабре прошлого года постановлением правительства этой организации возвращено ее прежнее название - ДОСААФ.

Как следует из доклада генерала, между этим центром и ВВС с 2004 года заключались договоры на подготовку летного состава за счет средств федерального бюджета. На 2009 год под эти цели было заложено 52,2 миллиона рублей, аналогичные суммы планировались на 2010 и 2011 годы.

Начальник Генштаба доложил Верховному, что считает целесообразным сохранить такую практику. По его словам, подготовка в Вяземском УАЦ молодых летчиков "по комбинированной программе с частичным выполнением практических полетов на учебно-тренировочных самолетах Л-39" решает сразу три задачи государственной важности.

Во-первых, обеспечивает летчикам необходимый налет и пилотажные навыки для ввода в строй на самолетах МиГ-31 и других типах машин, не растрачивая на учебные отработки дорогостоящий ресурс боевых самолетов. Во-вторых, создает экономию средств федерального бюджета по линии минобороны не менее 100 миллионов рублей. А в-третьих, позволяет сохранить единственный в системе ДОСААФ центр авиационной подготовки и созданную при нем пилотажную группу "Русь" как уникальную учебную организацию, которая способна выполнять важные задачи в интересах обороноспособности страны, включая задачи мобилизационного характера.

Глава государства доклад начальника Генштаба принял. Иными словами, поручил реализовать те задачи, о которых шла речь. Но прошел месяц, за ним другой, а решений по существу принято не было. По докладу Контрольного управления президента РФ в дело вновь включается сам глава государства. 12 августа 2009 года он дает поручение вице-премьеру правительства, который курирует "оборонку", подготовить конкретное распоряжение. По указанию вице-премьера проект такого документа был незамедлительно представлен Главкоматом ВВС совместно с Центральным советом РОСТО-ДОСААФ, согласован в Совете безопасности РФ, Генеральном штабе и направлен в Главное финансовое управление минобороны.

И там - опять увяз.

Оказывается, у руководителя департамента финансового планирования минобороны В. Коломийца на эту ситуацию есть свой, особый взгляд, решительно не совпадающий с мнением президента страны, вице-премьера, начальника Генштаба, главкома ВВС и членов Совета безопасности. Такая малость, как позиция начальника Вяземского центра и самих летчиков, получавших здесь практический налет и специальную подготовку, в расчет вообще не принимается.

Если отбросить дипломатические оговорки, из письменного ответа г-на Коломийца главкому ВВС следует, что военные летчики вполне могут обойтись без услуг Вяземского центра. Есть, мол, летные училища и учебные полки с теми же Л-39 - вот и пусть на них летают. А подкрепляется такая позиция финансиста поистине магической формулировкой: "...в связи с переходом на перспективный облик, в том числе в условиях коренного реформирования системы военного образования".
прямая речь

Казимир Тиханович, начальник Вяземского УАЦ:

- Нам непонятна логика, которой руководствуются военные финансисты. Сколько катастроф и тяжелых авиапроисшествий происходит из-за слабой летной подготовки? А теперь предлагают уменьшить и без того недостаточную натренированность молодых пилотов. Учебные полки с самолетами Л-39, как видно из доклада главкома ВВС, используются с максимальной загрузкой для обучения курсантов летного училища. Выкроить время для дополнительных тренировок молодым летчикам строевых частей весьма проблематично.

Даже при том, что в 2009 году набор курсантов на летное отделение в Краснодарском училище сокращен в пять раз, нагрузка на учебные полки начнет уменьшаться только через два года, так как летная практика начинается лишь с третьего курса. А пока предстоит обучать полетам группы, набранные ранее - это 200-250 курсантов в год. К тому же, не будем забывать, идет планомерное сокращение учебных частей, где выполняют пилотирование на Л-39.

Вот почему Вяземский центр представляет реальный интерес для военной авиации. Главком настаивает, чтобы вопрос о подготовке молодых летчиков Вооруженных сил на учебных реактивных самолетах Вяземского УАЦ был решен "в возможно короткие сроки". Надо ли напоминать, к чему приводит допуск к полетам на боевых машинах молодых летчиков с налетом менее 200-250 часов?

Из 27 авиацентров, существовавших в системе ДОСААФ, выжили только мы. И не просто выжили, а создали на своей базе пилотажную группу "Русь".

 

Дайджест прессы за 4 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 4 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МиГ-31, Макаров Николай (в процессе тестирования)