О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аист" счастья не принес

Задача оснащения российской армии современными беспилотниками далека от решения

Справка "НВО"

БПЛА "Аист" способен нести полезную нагрузку до 100 кг. Аппарат имеет два двигателя. Скорость полета составляет 130-250 км/ч. Продолжительность полета - 12 часов. Размах крыла - 8 м, длина - 4,7 м, разбег - не более 150 м. Диапазон высот полета - от 100 до 6000 м.


В конце января закончились провалом испытания российского беспилотного летательного аппарата "Аист", проходившие в городе Рыбинске Ярославской области. БПЛА выполнял пробежки по взлетно-посадочной полосе рыбинского аэродрома и, по словам очевидцев, в какой-то момент по непонятной причине оторвался от земли, после чего упал на крыло. Наблюдатели заметили при этом шлейф топлива, которое выливалось из консоли крыла. Произошел объемный взрыв, уничтоживший все остатки беспилотника.

По имеющимся данным, во время испытаний визуально отмечалась задержка в системе управления "Аиста", что, возможно, привело к потере управления аппаратом по тангажу. Большинство специалистов отмечают и конструктивные недостатки планера БПЛА.

"Аист" представляет собой аналог израильского дрона Searcher MkII, который выпускает концерн компании Israel Aerospace Industries (IAI). Беспилотники этого класса были закуплены Россией, и некоторые чиновники из военного ведомства РФ открыто говорили о том, что отечественные разработчики попытаются "скопировать" данные аппараты. В частности, начальник вооружения Вооруженных сил - заместитель министра обороны Владимир Поповкин не так давно заявил: "Будем пока жить по принципу китайцев: все фотографировать и дублировать. В общем-то, так же мы и нашу космонавтику начинали, и самолеты строили, и первые отечественные машины у нас были "Студебеккеры". С беспилотниками пойдем по тому же пути".

Но, похоже, даже с копированием у нас не очень-то получается. Особенно если учитывать, что первый полноразмерный "Аист" был продемонстрирован еще два с половиной года назад на выставке МАКС-2007. За это время разработчики (или копирайтеры), судя по всему, не далеко продвинулись, коли их детище сгорает в буквальном смысле на земле.

В настоящее время построено три "Аиста". Стоимость одного такого аппарата, по некоторым данным, составляет около 3 млн. долларов. Авария в Рыбинске может вывести в конкурентной борьбе на первое место другой БПЛА - "Дозор-600".

Впрочем, Министерство обороны может продолжать лоббировать "перспективный беспилотный комплекс в разведывательно-ударном варианте "Аист", так как его создает концерн, являющийся головным разработчиком БПЛА для военного ведомства России. Хотя бы потому, что именно он по планам генералитета должен будет выдавать целеуказания оперативно-тактическому комплексу "Искандер-М". Разрыв этого тандема может оказаться еще более убыточным, нежели попытка "сменить коней на переправе" в пользу какого-то другого проекта.

Тем более надежды у российских военных в отношении "Аиста" связаны не только с "Искандером". Главное отличие этого комплекса от отечественных предшественников - увеличенный вес, достигающий 500 кг, в том числе за счет увеличения полезной нагрузки. Предполагается, беспилотник будет многофункциональным, на нем предполагается разместить - в зависимости от выполняемых задач - фото- и видеокамеры, комплекс ударного вооружения, ретрансляторы, постановщики радиопомех. Конечно, все это удастся реально достигнуть, если работы по БПЛА и его испытания продолжатся…

Пока значительное число экспертов склоняются к тому, что сегодня нашей стране лучше покупать дроны за рубежом. И заняться более перспективными проектами, потому что те же израильтяне признают: предлагаемые ими для поставки в Россию Searcher MkII и тактический разведывательный I-View Mk150 - устаревшие образцы без малого 20-летней давности. Так почему бы вместо того, что копировать "вчерашний день", не попробовать заглянуть в будущее?

Кстати, многие страны, отнюдь не относящиеся к числу развивающихся, готовы идти именно по этому пути. К примеру, опыт войны в Афганистане выявил несколько существенных недостатков у беспилотников французского производства, и руководство вооруженных сил Пятой республики решило покупать БПЛА у Израиля до тех пор, пока собственный ОПК не сможет удовлетворить запросы военных. Вследствие этого французы решили приобрести у Тель-Авива несколько дронов типа Heron TP взамен своих Harfang и Sperwer LE. В свою очередь, канадские инженеры, пытавшиеся модернизировать французские аппараты, убедились в бесперспективности данного решения и также перешли на израильские БПЛА.

Понятно, что неудача с "Аистом" - досадный щелчок по носу отечественной оборонке. Но что делать, если отставание в сфере создания БПЛА столь очевидно и значительно? Выход один: смирить гордыню и пользоваться пока чужими достижениями. Ведь даже премьер-министру Владимиру Путину в ходе его недавней рабочей поездки в Чебоксары демонстрировали единственный серийно выпускаемый в России беспилотник "Дань", который представляет собой аппарат совсем другого класса.

Есть у нас, конечно, более или менее перспективные образцы, которые нашли прописку в арсенале ряда отечественных силовых ведомств и МЧС. Это и комплекс дистанционного наблюдения "Элерон-3", и созданный на его основе другой мини-беспилотник - "Иркут-2М". Существуют еще "Груша" и "Стрекоза", проигрывающие во многом даже "Элерону". Но все это "малыши", которые способны решать тактические задачи на уровне "рота-батальон". БПЛА весом в несколько килограммов "ударными" никак не назовешь.

Главнокомандующий ВВС РФ Александр Зелин не так давно говорил о грандиозных планах по оснащению Российской армии беспилотниками после 2015 года. В то же время в ноябре 2009 года он же заявил о том, что Военно-воздушные силы отказываются принимать на вооружение БПЛА отечественного производства, так как они, по его словам, не удовлетворяют предъявляемым требованиям. "Мы, к сожалению, не получили беспилотники с теми тактико-техническими характеристиками, которые нам нужны. Поэтому я никакие акты по приемке не подписываю", - сказал главком, уточнив, что разработанные российской промышленностью аппараты не удовлетворяют Вооруженные силы "ни по скорости, ни по высотности, ни по разрешающей способности установленной на них аппаратуры, и принимать на вооружение беспилотные летательные аппараты без требуемых ТТХ - это просто преступление".

Где же выход? Варианты есть. Можно закупать БПЛА в дальнем зарубежье. Но, если уж кому-то чересчур "за державу обидно", то неплохо напомнить, что ударно-тактический беспилотник Россия могла бы делать в кооперации с белорусскими оборонщиками, которые значительно продвинулись в разработке своих БПЛА "Стерх" (размах крыла - 3,8 м, максимальная масса - 53 кг) и "Турман" (соответственно - 3,5 м и 50 кг). Кроме того, в ходе комплексного оперативного учения "Осень-2008" наши союзники продемонстрировали не только БПЛА "Мушка" - летный образец "Стерха", но и стратегический беспилотник "Лесной филин". Есть мнение, что последний после доводки, испытательного цикла и обкатки в войсках мог бы стать реальным конкурентом американским Global Hawk или Predator....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка