О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пролет нормальный

Глава "Ростехнологий" С.Чемезов хотел создать крупнейшую в России авиакомпанию. "Аэрофлот" проглотил ее и не поперхнулся

В прошлом октябре госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила московский офис компании "Боинг" и выразила надежду, что российская корпорация "Росавиа" сделает выбор в пользу американского самолета. Госсекретарь заботилась о рабочих местах в Америке: в ходе кризиса "Боинг" столкнулся сразу с несколькими отказами от ранее забронированных бортов. Авиакомпания "Росавиа" еще никуда не летала, но у нее были грандиозные планы - купить 65 самолетов на сумму $2,5 млрд. Спустя два дня появились сообщения: совет директоров авиакомпании сделал выбор в пользу модели Boeing-737. Российская Объединенная авиастроительная корпорация и европейский EADS остались ни с чем.

На минувшей неделе ситуация резко изменилась, и ни с чем остались уже "Боинг" с Хиллари Клинтон. Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому активы так и не взлетевшей "Росавиа" передаются "Аэрофлоту". Для "Боинга" это почти катастрофа: "Аэрофлот" уже принял программу унификации парка на базе европейского Airbus. Мало того: в правительство внесена концепция, предусматривающая выделение в течение пяти лет 128 млрд рублей на стимулирование продаж отечественных самолетов.

Решение о передаче "Росавиа" "Аэрофлоту" - это не только провал вашингтонских лоббистов, но и поражение главы госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, который считается инициатором создания "Росавиа". Летом 2008 года из-за роста цен на керосин де-факто обанкротились сразу несколько региональных авиакомпаний. "Ростехнологии" предложили объединить этих банкротов, усилив их государственной авиакомпанией "Россия" из Петербурга и московской "Атлант-Союз". Новая структура, которая сначала даже в правительственных документах значилась как ООО "Авиакомпания", на бумаге получалась больше самого "Аэрофлота". Но создать внутреннего конкурента не вышло.

Кадры решили все

Наиболее очевидной проблемой "Ростехнологий" были кадры: у госкорпорации не было менеджеров с опытом управления авиапредприятиями. Поначалу Сергей Чемезов пытался опереться на ресурс "Атлант-Союза". Близкий к "Атланту" совладелец Внуково Виталий Ванцев зарегистрировал было ООО "Авиакомпания" на себя, но совсем скоро стало ясно: партнеры не сработаются.

Источники в отрасли объясняют это конфликтом между Ванцевым и заместителем гендиректора "Ростехнологий" Игорем Завьяловым, который считается едва ли не самым влиятельным человеком в госкорпорации. У Чемезова огромное количество функций, он много ездит в загранкомандировки, и у него нет возможности помнить все про бизнес почти пятисот входящих в корпорацию компаний, говорит близкий к Минтрансу собеседник Newsweek. Непосредственным управлением этим хозяйством и занимается Завьялов.

По словам источника, Завьялов выдавил из "Росавиа" Ванцева, и с его уходом авиакомпания потеряла поддержку правительства Москвы. Столичные власти имели в проекте свой интерес - они развивали вместе с Ванцевым аэропорт "Внуково", который рассматривался в качестве базового для новой авиакомпании. К лету прошлого года этот многообещающий альянс распался.

Аппаратный интерес оказался важнее бизнеса, объясняет собеседник: у Завьялова единственного из сотрудников практически неограниченный доступ к Чемезову и огромное влияние на патрона. Заместитель гендиректора очень дорожит этим влиянием и, как утверждают его недоброжелатели, выдавливает потенциальных конкурентов - сильных компетентных специалистов. Якобы из-за трений с Завьяловым свой пост покинул и глава "Росавиа" Борис Король, теперь он будет лишь советником Чемезова.

До конца 2009 года с авиационными активами "Ростехнологий" почти ничего не происходило - работа по объединению не велась, компании по большей части несли убытки. Сотрудникам "Росавиа" месяцами не платили зарплату, а потом вообще разогнали весь авиаштат. Компания постепенно перемещалась в виртуальную реальность, говорит источник, близкий к Минтрансу.

Атака Минтранса

В начале декабря глава Росавиации Геннадий Курзенков назвал входящую в "Росавиа" госкомпанию "Россия" самой проблемной авиакомпанией страны и сказал, что, возможно, она в 2010 году обанкротится. Компания искала спасителя.

Перед самым новым годом глава ГТК "Россия" Роман Пахомов все-таки добился выделения денег из бюджета. В обмен на 3,9 млрд рублей администрация Санкт-Петербурга, где расположен головной офис компании, должна была получить после акционирования блокпакет акций "России". Стало окончательно ясно, что сама по себе передача авиакомпаний в "Ростехнологии" не уберегает их от банкротства. В корпорации срочно решили реализовать план экстренного слияния с каким-нибудь сильным игроком. "Возможно, им нужно было какое-то время находиться в стадии объединения с кем-либо, а потом, когда опасность пройдет, резко отказаться от партнерства", - предполагает источник в отрасли.

Менеджеры Чемезова перебирали варианты. Вначале они пошли в UTair, затем в "Трансаэро", рассказывает близкий к Минтрансу собеседник. Но в обеих компаниях с ними разговаривать не захотели: рынок уже насмотрелся на стиль работы "Ростехнологий".

Ситуация тем временем накалялась. 30 декабря прошлого года с предложением поглотить активы "Росавиа" выступил "Аэрофлот". Чемезов срочно созвал совещание с участием всех заинтересованных лиц и предложил стать генеральным партнером новой авиакомпании Валентине Матвиенко. Но та, как утверждают в администрации Петербурга, поговорила с коллегами из мэрии Москвы, которые поделились своим опытом работы с корпорацией. Матвиенко отказалась.

Однако у "Росавиа" был один союзник, который не мог ей отказать - авиакомпания "Сибирь". В середине прошлого года она попала в крайне тяжелое финансовое положение, и ее осаждали кредиторы. Сергей Чемезов лично решил эти проблемы, усадив банкиров из Альфа-банка и авиаторов за стол переговоров. В конце концов владельцы "Сибири" были вынуждены заложить контрольный пакет, но, по крайней мере, избавились от угрозы ареста активов и смогли продолжить полеты. Так что последний план создания "Росавиа" предполагал объединение авиационных активов "Ростехнологий" с "Сибирью". Минтранс, как рассказывают, был против этого проекта: Левитин поддерживал "Аэрофлот": им легче управлять - контрольный пакет принадлежит государству.

В конце января первый вице-премьер Игорь Шувалов должен был выбрать между "Аэрофлотом" и "Сибирью". К тому моменту, как говорят источники в отрасли, в команде "Росавиа" начались разброд и шатания. Накануне заседания у вице-премьера аудиенции у Чемезова добился глава "России" Роман Пахомов, де-факто управлявший авиационными активами "Ростехнологий".

У Пахомова, говорят собеседники Newsweek, был свой интерес. В случае объединения с "Сибирью" главой "Росавиа" вполне мог стать совладелец "Сибири" Владислав Филев. В таком случае Пахомов рисковал не просто оказаться на вторых ролях, а вовсе покинуть структуру "Росавиа". Компетентный и жесткий менеджмент "Сибири" мог немедленно провести кадровую чистку в "самой проблемной авиакомпании страны". Слияние с "Аэрофлотом" для Пахомова было меньшим из двух зол.

По версии одного из источников, перед встречей с Чемезовым Пахомов провел переговоры с менеджерами "Аэрофлота". На встрече с Чемезовым глава "России" говорил, что у варианта слияния с "Аэрофлотом" больше плюсов, чем у проекта с "Сибирью". "В итоге Чемезов стал колебаться, и на заседании у Шувалова его обыграл излучавший уверенность Игорь Левитин", - говорит собеседник, близкий к ГТК "Россия". В Минтрансе тоже рассказывают, что Левитин и гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев легко одержали аппаратную победу над Чемезовым, которому теперь будет сложно сохранить лицо - он теряет репутацию самого успешного лоббиста.

10% и декоративное место

У сделки "Аэрофлота" с "Ростехнологиями" сложная структура. Сначала "Аэрофлот" выкупает свой блокирующий пакет у банкира Александра Лебедева и обменивает его на авиационные активы "Ростехнологий". Госкорпорация может стать крупнейшим после государства акционером "Аэрофлота" и получить несколько мест в совете директоров авиакомпании. На первый взгляд, это совсем не похоже на поражение Сергея Чемезова.

Впрочем, с большой долей вероятности параметры сделки будут пересмотрены - не в пользу "Ростехнологий". Дело в том, что переданные Чемезову авиаактивы состоят из ФГУПов и трех акционерных обществ. ФГУПы должны были перейти к корпорации после акционирования, но они до сих пор не акционированы, и не факт, что это случится. "Аэрофлот" и Минтранс добиваются, чтобы ФГУПы перешли не к "Ростехнологиям", а к структурам Минтранса. Эту позицию якобы поддерживают в Белом доме.

Таким образом, "Ростехнологии" будут вносить в новую структуру не шесть активов, а три - только акционерные общества. Их акции стоят примерно $200 млн, а капитализация "Аэрофлота" - $2 млрд. Получается, что структура Сергея Чемезова сможет претендовать на 9-10% "Аэрофлота". Это уже совсем другой статус: одно декоративное место в совете директоров и отсутствие рычагов влияния на политику компании. Не исключено, что "Ростехнологии" вообще останутся без авиаактивов, поскольку на их баланс акционерные общества еще не переведены.

"Аэрофлот" в любом случае получит шесть входящих в "Росавиа" авиакомпаний. Их главная проблема - устаревший парк самолетов. Последнее время "Аэрофлот" избавлялся от устаревших Ту-154, а теперь опять будет вынужден ставить их на баланс. Но этот минус искупается целой массой плюсов.

Во-первых, "Аэрофлот" займет доминирующее положение на самом доходном в стране маршруте Москва-Петербург. Во-вторых, вместе с "Оренбургскими авиалиниями" компания получит сильные позиции на рынке чартерных перевозок. Наконец, "Аэрофлот" получит "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток Авиа", что позволит создать на Дальнем Востоке региональный хаб и замкнуть на него часть транзитных потоков. "Такого обязательства нет, но это логичная идея", - говорит советник гендиректора "Аэрофлота" Олег Михайлов. Пока "Аэрофлот" собирает новые бизнесы, "Ростехнологии", возможно, продолжат их терять. "Всем стало ясно, что из-под Чемезова можно забирать активы. Думаю, следующим будет АвтоВАЗ", - говорит инвестбанкир, попросивший сохранить его анонимность.

Как бы то ни было, теперь госкорпорация ищет новые варианты приложения собственных сил. В конце января Сергей Чемезов предложил Белому дому сделать "Ростехнологии" государственным заказчиком по программе спасения моногородов. Интернет-издание slon.ru сообщает, что это предложение получило положительную резолюцию премьера. В бизнесе получилось не очень - можно взяться за госуправление.

Провалы "ростехнологий"

Несколько других неудачных проектов крупнейшей госкорпорации


АвтоВАЗ

Правительству дважды приходилось спасать компанию от банкротства. Миллиарды рублей, выделяемые из бюджета, растворялись на счетах АвтоВАЗа. Последний раз правительство выделило около 50 млрд рублей. В январе завод продал рекордно маленькое количество автомобилей - около 17 000. А для того чтобы работать без убытка, необходимо реализовывать около 40 000 машин в месяц. Только рассчитавшись с поставщиками, АвтоВАЗ снова начнет накапливать долги.

Нацпроект "Здоровье"

Из 14 федеральных медицинских центров, которые должны были заработать к началу прошлого года, в этом году работает только три. "Ростехнологии", получившие центры на достройку весной 2009 года, пеняют на предыдущих распорядителей. Аудит выявил нецелевое расходование, сдвиги сроков строительства, слабую организацию и завышение расходов на 6,8 млрд рублей. Необходимо дополнительное финансирование.

ФК "Крылья Советов"

После окончания сезона-2007 "Ростехнологии" стали генеральным партнером футбольного клуба "Крылья Советов". К 2010 году клуб увяз в долгах на сумму около $80 млн и не смог расплатиться с собственными футболистами. Его активы находились под угрозой ареста. После вмешательства премьера спасать клуб было поручено "Транснефти", которая обещала выплатить $20 млн.

"Красный Октябрь"

Объем производства в первой половине 2009 года упал в пять раз. Предприятие перестало обслуживать кредиты Газпромбанка. В декабре на "Красном Октябре" была запущена процедура внешнего наблюдения. Управляющему Александру Любименко предстоит решить, удастся ли восстановить дела на предприятии или оно станет банкротом.

ВСМПО-АВИСМА

В кризис ВСМПО-АВИСМА уменьшило выпуск продукции из титана на треть. В октябре правительству пришлось выделить субсидию в 3 млрд рублей на поддержку компании. Но и сегодня, несмотря на госпомощь, предприятие, как говорит замдиректора ВСМПО-АВИСМА Алексей Миндлин, работает от "зарплаты до зарплаты".

"Молот"

Рабочие завода "Молот", который выпускает охотничьи ружья, более полугода не получают зарплату. Руководство завода не может найти заказчиков на продукцию. Сейчас деньги за октябрь 2009 года получили рабочие цеха, выпускающего основную продукцию. Остальным выдается продуктовый паек: крупы, масло, макароны и сахар. Причем подкармливают заводчан местные предприниматели....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский Newsweek». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка