Источник: сайт «ФедералПресс»
Автор: Евгений Захаренко, Александр Галичанин
Опубликовано: 09.02.2010, 11:15

В новосибирском аэропорту началась операция по понуждению к миру

"Аэрофьюэлз групп" выиграла два процесса к Толмачево "о понуждении к исполнению договоров", обеспечивающих работу топливозаправочной компании в аэропорту


Многолетний конфликт между новосибирским аэропортом Толмачево и работающей на рынке авиатоплива группой компаний "Аэрофьюэлз", которая пытается начать заправку гражданских воздушных судов в Новосибирске, получил шанс на разрешение. Сменившееся в июне 2009 года руководство аэропорта по-прежнему утверждает, что "Аэрофьюэлз групп" не может обеспечить требуемый уровень безопасности и не идет навстречу при переговорах. Однако на минувшей неделе Арбитражный суд Новосибирской области принял сторону независимой топливозаправочной компании сразу по двум искам к Толмачево. Теперь авиапредприятие обязано исполнять договор с оператором рынка авиатопливообеспечения, заключенный еще в 2001 году, а также выполнить прямое поручение Росавиации по организации обучения водителей топливозаправщиков компании. Подробности - в материале "ФедералПресс".

"Арбитражный суд 5 февраля полностью удовлетворил иск "Аэроджет-Толмачево" к аэропорту Толмачево о понуждении к исполнению договора от 29 мая 2009 года, - заявила "ФедералПресс" директор по связям с общественностью "Аэрофьюэлз групп" Анастасия Матюшина. - Договор требует от авиапредприятия организовать обучение и аттестацию водителей топливозаправщиков "Аэроджет-Толмачево" по правилам движения спецмашин на аэродроме".

Заявления "Аэрофьюэлз" напоминали победные реляции российского руководства времен "пятидневной войны" в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года, когда президент РФ Дмитрий Медведев впервые ввел в широкий оборот словосочетание "понуждение к миру". Подобный тон имел под собой определенные основания, поскольку, по словам Анастасии Матюшиной, после вступления решения суда в силу аэропорт Толмачево должен будет организовать обучение и аттестацию водителей "Аэроджет-Толмачево", входящей в состав "Аэрофьюэлз". С весны 2009 года именно отсутствие обученных в Новосибирске водителей было едва ли не главным аргументом против допуска независимого оператора в аэропорт.

Кроме этого, 2 февраля "Аэроджет-Толмачево" выиграла еще один "суд о понуждении аэропорта к исполнению договора" - на этот раз от 4 июля 2001 года. Действующий до 2011 года документ предоставляет фирме право на заправку воздушных судов в аэропорту Новосибирска и беспрепятственный въезд-выезд топливозаправщиков на территорию аэропорта.

Любопытно, что днем ранее, предвосхищая употребление милитаристской лексики, генеральный директор новосибирского аэропорта Александр Бородин на пресс-конференции утверждал, что "со стороны "Аэрофьюэлз" идет информационная война с Толмачево". "Нельзя говорить, что у нас нет альтернативных операторов: авиатопливо продаем мы как аэропорт, продает компания "Газпромнефть-Аэро", в этом году ожидается приход еще ряда поставщиков, с которыми напрямую ведут переговоры авиакомпании, - объяснял свою позицию Александр Бородин. - Со стороны "Аэрофьюэлз" не видим шагов нам навстречу".

Гендиректор авиапредприятия обвинил компанию в том, что она вернула "под надуманным предлогом проект трехстороннего договора на обучение водителей", чтобы заставить выполнить договор, заключенный в мае, где "согласия третьей стороны никто не спрашивал". "Мы не против прихода топливозаправщиков, нужно просто подписать договор", - уверял Александр Бородин за день до суда по этому вопросу.

Он даже пожаловался, что "Аэрофьюэлз" "спустя всего три недели после его вступления в должность" подала на него жалобу заместителю министра внутренних дел РФ, где попросила о возбуждении уголовного дела за недопуск техники компании на аэродром. "Хотя я даже не знал, что такая проблема существует, поскольку за такое короткое время сразу не успеешь погрузиться в ситуацию на предприятии", - заявил гендиректор Толмачево. Впрочем, наблюдатели, знакомые с ситуацией вокруг аэропорта, напоминают, что Александр Бородин с 2000 года до назначения в 2009 году входил в совет директоров авиапредприятия, а в 2001-2007 годах занимал пост его председателя.

В топливозаправочной компании объяснили, что согласно майскому договору и пятничному решению суда аэропорт должен будет провести обучение водителей на топливозаправщиках, арендованных у "Газпромнефть-Аэро". По словам представителя "Аэрофьюэлз", проблема заключается в отсутствии машин у Толмачево, которое фактически перепродает авиакеросин "Газпромнефти" авиакомпаниям на бумаге в качестве посредника, а услугу по заправке оказывает структура нефтяной компании на своем оборудовании. Предлагаемый трехсторонний договор между "Аэрофьюэлз", аэропортом и "Газпромнефтью" был неконкретен и ставил процесс обучения водителей в зависимость от доброй воли конкурентов.

Стоит отметить, что независимая топливозаправочная компания в начале 2008 года претендовала на продажу 30-40 тыс. тонн авиакеросина в год из общего ежегодного объема в 300 тыс. тонн. Предыдущий генеральный директор аэропорта Алексей Чертенков отмечал в феврале 2009 года, что поставки авиатоплива дают примерно 2/3 общей прибыли Толмачево (по итогам прошлого года - 40 млн рублей до уплаты налогов). Действующий гендиректор 4 февраля сообщил, что в 2009 году доходы от продажи авиатоплива запланированы в размере 27 % от общей выручки в 2,3 млрд рублей.

Как сообщал "ФедералПресс", конфликт между "Аэрофьюэлз" и Толмачево длится уже больше двух лет. Компания под разными предлогами не может получить разрешение на въезд своих ТЗК на аэродром для заправки гражданских самолетов, хотя осенью прошлого года она выиграла тендер Министерства обороны РФ на заправку военных самолетов, базирующихся в Новосибирске. Анастасия Матюшина сообщила, что "Аэроджет-Толмачево" получила избыточный, с точки зрения компании, сертификат обеспечения безопасности по аэродромному обеспечению полетов, хотя уже имела сертификат по требованиям к авиатопливообеспечению. Далее все застопорилось на вопросе обучения водителей, а летом прошлого года произошла смена руководства авиапредприятия.

В конце ноября Росавиация потребовала решить вопрос до 10 декабря, однако этого так и не произошло. Александр Бородин в числе дополнительных аргументов в пользу доминирования аэропорта на рынке авиатопливообеспечения 4 февраля на пресс-конференции привел отказ Толмачево от посредников при продаже топлива. Он также отметил, что лаборатория контроля качества топлива "Аэрофьюэлз" размещается в Кемерово, а не в Новосибирске. Впрочем, представители "Аэрофьюэлз" опровергают факт наличия нарушений в этой ситуации, ссылаясь на отсутствие требований по размещению лабораторий в каждом аэропорту, где работают топливозаправочные компании. "Лаборатория - это довольно дорогая вещь, и разворачивать такую сеть очень затратно", - отметила директор по связям с общественностью "Аэрофьюэлз групп". Сейчас наблюдатели ожидают контратаки авиапредприятия в апелляционных инстанциях в ответ на двойной удар со стороны топливозаправочной компании.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Чертенков Алексей, Аэропорт Толмачево, Газпромнефть-Аэро, Бородин Александр, Федеральное агентство воздушного транспорта, АЭРО (в процессе тестирования)