Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Андрей Ковалевский
Опубликовано: 09.02.2010, 21:15

"Аэрофлот" летит в СССР


Несмотря на провал проекта "Росавиа", отказываться от участия в авиабизнесе "Ростехнологии" не намерены. Выменяв свои авиационные активы на акции "Аэрофлота", "Ростехнологии" закажут для перевозчика 50 новых самолетов. С их учетом доля "Аэрофлота" на рынке может приблизиться к монопольной.

Госкорпорация "Ростехнологии" не собирается отказываться от проведения тендера на поставку 50 среднемагистральных самолетов на сумму более $2 млрд. Правда, теперь самолеты достанутся не проекту "Росавиа", а "Аэрофлоту". "Мы немного откладываем тендер и в ближайшее время объявим новый срок", - сообщил во вторник замгендиректора "Ростехнологий" Игорь Завьялов. "Но о тех самолетах, которые мы будем закупать, мы будем договариваться с "Аэрофлотом", - подчеркнул он.

Таким образом, провал проекта "Росавиа" не умерил авиационные амбиции "Ростехнологий". Этим проектом корпорация занималась по поручению премьер-министра Владимира Путина последние два года. Собрав под себя активы обанкротившегося альянса AirUnion и несколько государственных авиакомпаний, глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов пообещал сделать к 2017 году мощного конкурента "Аэрофлоту" с пассажиропотоком 20 млн человек в год.

Как рассказывал источник "Газеты.Ru", близкий к "Росавиа", конкурс на поставку новых самолетов должен был быть объявлен еще летом на авиасалоне МАКС-2009, но "Росавиа" помешала дележка кабинетов и портфелей".

Тендер на самолеты госкорпорация объявила осенью. Участвовать в нем, надеясь на серьезность госпроекта, сразу же изъявили желание все игроки: Airbus, Boeing и даже ОАК (производящий в год по 10 самолетов). Но когда подошел срок подведения итогов, "Росавиа" по формальным причинам перенесла его результаты.

Судьба "Росавиа" была решена на прошлой неделе тем же человеком, который дал добро проекту, - премьер-министром Владимиром Путиным. Он одобрил схему, предложенную министром транспорта Игорем Левитиным, согласно которой "Ростехнологии" меняют свои активы на акции "Аэрофлота". К этому событию "Аэрофлот" был подготовлен заранее, а точнее национализирован. Единственный крупный частный акционер авиакомпании Александр Лебедев, как он впоследствии признался сам, продал свои 25% акций государству после того, как чиновники его об этом попросили.

"Для "Аэрофлота" мы выгоднее. Если сделка общая и общие интересанты, то ее плюсы очевидны", - считает Завьялов. По его словам, тендер уже проходит в согласовании с "Аэрофлотом". Отвечая на вопрос о том, за счет чего "Ростехнологии" будут финансировать закупку самолетов, замглавы "Ростехнологий" сказал: "Лишних денег у нас нет, но если сделка нормальная, то средства найдутся".

"Ростехнологии" рассматривают различные способы привлечения финансирования для проведения тендера, добавил он. В свою очередь, глава "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил, что "Аэрофлот" и сам нуждается в обновлении парка. "Покупать новые машины через "Ростехнологии" мы бы стали даже без "Росавиа", - сказал Савельев.

И без новых самолетов "Аэрофлот", получив активы мертворожденной "Росавиа", увеличивает свою долю на внутреннем рынке с 15 до 35% (сейчас "Аэрофлот" перевозит 9 млн пассажиров, а с активами "Ростехнологий" будет перевозить 17 млн пассажиров).

Если "Аэрофлот" в ближайшие годы получит еще несколько десятков новых самолетов, его доля по меркам ФАС вполне может стать монопольной. А учитывая огосударствление авиакомпании и появляющийся мощный административный ресурс, все это может негативно сказаться на внутренней конкуренции, говорят эксперты.

"Если условия, на которых Ростехнологии смогут предоставить самолеты "Аэрофлоту", действительно будут выгодными, это позволит создать для авиакомпании серьезное конкурентное преимущество перед всеми игроками рынка", - говорит руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

При этом "Аэрофлоту" уже сейчас тесно в Шереметьево. В третьем терминале, построенном специально под себя, "Аэрофлот" даже без учета активов "Ростехнологий" и тем более новых самолетов уже в следующем году помещаться не будет. "Основные проблемы возникнут даже не в терминалах, - говорит Олег Пантелеев. - А в недостаточной пропускной способности двух существующих взлетно-посадочных полос и неготовности аэронавигационных служб обслуживать возрастающее число взлетов и посадок". Сегодняшнее предельное число операций взлет-посадка в Шереметьево не позволит существенно увеличить маршрутную сеть "Аэрофлота" так, чтобы удобно было стыковать рейсы, а строительство третьей взлетно-посадочной полосы - дело дорогое и долгое.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Аэрофлот - российские авиалинии, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Савельев Виталий, Аэрофлот (Aeroflot), Чемезов Сергей, Завьялов Игорь, Ростехнологии, МАКС-2009 (в процессе тестирования)