Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Елена Киселева
Опубликовано: 10.02.2010, 10:45

Сбербанк подсаживают на самолеты

Авиастроители готовы отдать ему долги акциями


Как стало известно "Ъ", Сбербанк может получить около 7% акций ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) путем конвертации ее долга в размере 9,3 млрд руб. Такой сценарий содержится в проекте программы реструктуризации проблемной задолженности ОАК в размере 70,5 млрд руб., которая будет вынесена на одно из ближайших заседаний совета директоров корпорации. Другим крупным акционером ОАК станет Внешэкономбанк (ВЭБ), который уже получил из федерального бюджета 21 млрд руб. на выкуп части допэмиссии акций ОАК.

О том, что в числе акционеров ОАК может появиться Сбербанк, говорится в пояснительной записке "О реализации мер по стабилизации финансово-экономического состояния ОАО ОАК и предприятий группы", внесенной корпорацией на обсуждение ведомств в январе (имеется в распоряжении "Ъ"). Документ содержит несколько сценариев урегулирования проблемной задолженности ОАК в размере 70,5 млрд руб., один из которых, в частности, предполагает конвертацию в акции авиастроительной корпорации ее долга перед Сбербанком в размере 9,302 млрд руб. (около 7% акций ОАК, исходя из цены последнего размещения). Кредит на приобретение акций дочернего ОАО "Иркут" в размере 14,3 млрд руб. сроком до 2013 года ОАК взяла в Сбербанке в начале 2007 года.

Если Сбербанк на этот вариант не согласится, у ОАК в запасе есть несколько альтернативных сценариев. Например, банку может быть предложено пролонгировать кредит на срок более пяти лет с понижением ставки. Еще один сценарий предполагает "зачет земельных участков в счет погашения кредита РСК МиГ перед Сбербанком на 12 млрд руб. (производственная площадка корпорации МиГ занимает 58,23 га в 1-м Боткинском проезде между Беговой улицей и улицей Авиаконструктора Сухого). Но в любом случае разбираться по этим долгам Сбербанк будет не с ОАК, а с ВЭБом, который, согласно документу, становится "агентом по синдицированию и реструктуризации проблемных долгов, а также по докапитализации ОАО ОАК.

В ближайшее время сам ВЭБ станет акционером авиастроительной корпорации (впоследствии этот пакет выкупит РФ, которой сейчас принадлежит 89,04% акций ОАК). В конце прошлого года государство выделило в общей сложности 45,3 млрд руб. на докапитализацию ОАК: в середине декабря премьер-министр Владимир Путин подписал соответствующее распоряжение. Из них 21 млрд руб. направлено в уставный капитал ВЭБа на последующую покупку допэмиссии ОАК. Кроме того, 10,7 млрд руб. выделяется на допэмиссию ОАК из бюджета-2010.

Как пояснили вчера "Ъ" в пресс-службе ОАК, 24,2 млрд руб. уже получено в рамках размещения допэмиссии, однако ВЭБ пока не вошел в капитал ОАК: это произойдет только после того, как правительство утвердит программу реструктуризации задолженности ОАК. "Документ будет вынесен на одно из ближайших заседаний совета директоров корпорации, а затем будет направлен в заинтересованные ведомства",- пояснил "Ъ" официальный представитель ОАК Константин Лантратов. По его словам, один из сценариев действительно предусматривает конвертацию долга ОАК перед Сбербанком в акции корпорации. Вчера в Сбербанке от комментариев отказались. В пресс-службе ВЭБа "Ъ" заявили, что "участвуют в обсуждении программы реструктуризации долгов ОАК".

ОАК описывает собственную программу как "комбинацию механизмов господдержки с распределением риска и ответственности между ОАК, банками-кредиторами и РФ как основным акционером". В первую очередь корпорация предлагает урегулировать долги предприятий, являющихся "центрами инвестиций в новые проекты (ОАК, "Сухой", "Иркут" и "Туполев")". Наиболее срочные проблемные долги сама ОАК оценивает в 21 млрд руб. - на их урегулирование будут использованы средства, полученные в рамках допэмиссии. Оставшуюся часть ОАК предлагает реструктуризировать путем выпуска государственных долговых бумаг (ОФЗ) либо собственных облигаций. Совокупный кредитный портфель предприятий ОАК по состоянию на 1 октября 2009 года составлял 162,3 млрд руб. со средней стоимостью обслуживания долга в 17,2% годовых. Дополнительные процентные расходы предприятий ОАК составляют порядка 27 млрд руб. в год при годовой выручке в 2009-2010 годах в размере около 150 млрд руб., говорится в проекте программы реструктуризации.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, сокращение долговой нагрузки - одна из самых актуальных задач для ОАК. "Накопившиеся долги парализуют возможность нормального развития ОАК. Так что любые шаги по сокращению проблемной задолженности можно только приветствовать",- отмечает эксперт. Вхождение Сбербанка в капитал авиастроительной корпорации, по его мнению, может дать дополнительный толчок развитию отрасли. "В любом случае это лучше прямого участия государства, поскольку для Сбербанка пакет в ОАК непрофильный, и в перспективе банк может реализовать его на рынке",- добавляет господин Макиенко. Аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Шлемов напоминает, что акции ОАК являются непрофильным активом для Сбербанка, и если тот согласится на конвертацию долга в акции ОАК, для банка это станет "вынужденным шагом".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 10 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Туполев, Объединенная авиастроительная корпорация, Самолетостроение (в процессе тестирования)