О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полетный диспетчер авиакомпании - новая профессия в гражданской авиации России

ВКШ "Авиабизнес" совместно с академией Jeppesen в марте-апреле 2010 г. проведет курс первоначальной подготовки по программе "Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер)"

ВКШ "Авиабизнес" совместно с академией Jeppesen в марте-апреле 2010 г. проведет курс первоначальной подготовки по программе "Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер)".

В преддверии курса консультант ВКШ "Авиабизнес", к.т.н., заслуженный штурман Российской Федерации Владимир Нартов рассказывает о профессии полетного диспетчера авиакомпании:

"Подавляющее большинство коммерческих авиакомпаний мира в настоящее время имеют в своих структурах подразделения Полетных Диспетчеров (Flight Dispatch Service).

Профессия Полетного Диспетчера развивалась вместе с развитием авиационной индустрии. На заре авиации, кроме самого полета, на пилота возлагались также загрузка почты, багажа, груза, посадка пассажиров в самолет. Полет выполнялся практически без предварительного плана, без каких либо прогнозов погоды, никто не мог оказать квалифицированную помощь в полете в случае внезапных изменений на маршруте полета. Методы воздушной навигации, само навигационное оборудование и средства авиационной связи не позволяли следить за ходом выполнения полета с целью оказания своевременной помощи экипажу. Вместе с ростом интенсивности полетов опережающими темпами роста и их аварийность. В авиационных катастрофах погибло множество людей и дорогостоящей техники. Это неизбежно наталкивало на мысль о необходимости государственного регулирования выполнения полетов в плане их обеспечения.

В 1938 году Конгресс Соединенных Штатов издал закон о Гражданской аэронавтике, определивший строгие правила, в рамках которых все авиационные перевозчики были обязаны выполнять полеты с максимально возможным уровнем безопасности. Одним из результатов действия этого закона было создание и лицензирование профессии Полетного Диспетчера).

Полетный диспетчер - это авиационный специалист, который имеет государственный сертификат на этот вид деятельности, действующий на основании государственных авиационных правил.

В некоторых странах на основании государственных требований Полетный Диспетчер разделяет с командиром ВС ответственность за безопасное выполнение каждого полета. Часто это выражается формулировкой "Captain on the ground" - "Капитан на земле". Но их не следует путать с диспетчерами управления воздушным движением.

В ноябре 1944 года на встрече в Чикаго 52 государства подписали Конвенцию о международной гражданской авиации. Была создана основа создания Международной организации гражданской авиации - ИКАО, цель которой состоит в стандартизации международных авиационных правил и рекомендуемой практики в области авиации - SARPS, на основе которых договаривающиеся государства должны разрабатывать собственные национальные авиационные правила. В их числе четко определены требования к подготовке полетных диспетчеров и их месте в осуществлении эксплутационного управления полетами авиакомпаний.

Сегодня, например, в соответствии с законодательством США, все авиакомпании, выполняющие полеты на самолетах, имеющих более 9 мест, обязаны иметь в структуре предприятия центр сопровождения полетов, укомплектованный полетными диспетчерами, имеющими сертификат Федеральных авиационных властей (FAA). Диспетчеры в этих центрах ежедневно обеспечивают эксплуатационное управление более тысячи полетов не только над территорией Соединенных Штатов, но и во всем мире. Это стало возможным в последние годы за счет достижений в области телекоммуникаций и компьютерных технологий. Полетный Диспетчер теперь имеет возможность непосредственно взаимодействовать с летным экипажем независимо от того, находится ли тот "над головой" или в Атлантическом или Тихом океане. Эти возможности в значительной степени увеличили уровень безопасности полетов, позволяя диспетчеру отправить летному экипажу любую информацию об изменении погоды на аэродроме назначения и запасных аэродромах, заранее предупредить экипаж об опасных метеорологических явлениях на маршруте полета, выдать необходимые рекомендации по изменению плана полета.

С переходом российских авиакомпаний на эксплуатацию воздушных судов, экипажи которых состоят из двух пилотов, в течение первого десятилетия 21-го века гражданская авиация столкнется с необходимостью создания подразделений полетных диспетчеров авиакомпаний.

Сколько стоят полетные диспетчеры?

Пример передовых авиакомпаний мира показал значительную экономическую эффективность мероприятий от внедрения современных технологий в области операционного управления полетами. Разумное ведение хозяйства всегда увеличивало уровень безопасности производства и его эффективность. Например, в 1994 авиакомпания ДЕЛЬТА открыла новый Операционный Центр Управления полетами (Operational Control Center), затратив на его создание пять лет и 29 миллионов долларов. Однако, в первый же год работы экономическая эффективность от его эксплуатации составила 81 миллион долларов. Следует заметить, что одним из основных подразделений подобных центров всегда является Служба полетных диспетчеров. Не следует переоценивать ее роль в общем процессе, но эта та деталь, без которой не работает весь механизм.

Главная цель создания службы полетных диспетчеров - дальнейшее повышение качества предполетной подготовки экипажей и реализация функций сопровождения экипажей в полете.

Даже самый подготовленный пилот не способен в течение одного часа, отводимого на предполетную подготовку, полностью выбрать и проанализировать всю необходимую информацию для правильного определения плана полета и безопасного его выполнения.

Основные задачи полетного диспетчера следующие:
  • оказывать помощь командиру воздушного судна в подготовке к полету
    и обеспечивать его необходимой соответствующей информацией;
  • оказывать помощь командиру воздушного судна в подготовке рабочего
    плана полета и плана полета для ОВД (FPL) и, когда это применимо, представлять план полета для ОВД (FPL) соответствующему органу ОВД;
  • с помощью соответствующих средств обеспечивать командира воздушного судна в полете информацией, которая может быть необходимой для безопасного выполнения полета.
Действующие в настоящее время нормативные документы гражданской авиации России предписывают исполнение части обязанностей полетного диспетчера членам летного экипажа. В зарубежных компаниях подразделения полетных диспетчеров наиболее динамично развивались при переходе на эксплуатацию самолетов с сокращенным составом экипажа, часть функций, выполняемых ранее членами летного экипажа на этапах подготовки к выполнению полета и в полете, были возложены на полетного диспетчера, то есть полетный диспетчер - это специалист со статусом, близким к понятию "наземный член летного экипажа". Сегодня подразделения полетных диспетчеров - непременный атрибут в практике аэронавигационного обеспечения полетов экипажей передовых зарубежных авиакомпаний.

Создание службы полетных диспетчеров влечет за собой необходимость исполнения авиакомпанией функций, ранее им несвойственных. Речь идет, прежде всего, о предоставлении эксплуатантам права непосредственного представления плана полета (FPL) соответствующему органу ОВД, минуя АДП аэродрома вылета.

Основные профессиональные ресурсы для создания подразделения полетных диспетчеров - закончившие по различным причинам летную работу штурманы и пилоты. Как нельзя лучше подходят для этой работы выпускники авиационных вузов по специальности "Аэронавигационное обеспечение полетов". Базовые авиационные знания этих специалистов позволяют им успешно переквалифицироваться в полетных диспетчеров".

Негосударственное образовательное учреждение "Высшая коммерческая школа "Авиабизнес" - учебный центр, осуществляющий подготовку персонала для гражданской авиации и туризма с 1991 года.

ВКШ "Авиабизнес" подготовлено свыше 26 тысяч человек по более чем 20 образовательным программам, среди которых организация перевозок и управление на транспорте (специализация - представитель авиапредприятия), грузовые перевозки (перевозка опасных грузов, расчет загрузки и центровка ВС), автоматизированные системы обслуживания пассажиров для специалистов авиапредприятий (SITA: SDCS, Gabriel), бронирование и продажа пассажирских авиаперевозок (Сирена, Амадеус, Сейбр, Габриель), подготовка специалистов туристических компаний и агентств по продаже авиаперевозок, авиационный, технический и деловой английский язык, основы экономики и бухучета авиапредприятия.

ВКШ "Авиабизнес" активно применяет дистанционные формы обучения. Первой дистанционной программой стал курс повышения квалификации "Организация пассажирских перевозок" для специалистов служб организации пассажирских перевозок.

ВКШ "Авиабизнес" аккредитована как образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, имеет сертификат авиационного учебного центра и лицензию Департамента образования Правительства Москвы.

ВКШ "Авиабизнес" - сертифицированный учебный центр по подготовке персонала туристических агентств и агентств по продаже пассажирских авиаперевозок, аккредитован Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Федерацией национальных ассоциаций туристических агентств (UFTAA) для обучения персонала турагентств России и стран СНГ.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиационная школа "Аэрофлота"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка