О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

15 лет системе ПВО СНГ: Россия по-прежнему остается главной

10 февраля 1995 года, в Алма-Ате было подписано соглашение о создании объединенной системы ПВО СНГ. В феврале 2010 года этот юбилей был ознаменован заседанием Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ

10 февраля 1995 года, в Алма-Ате было подписано соглашение о создании объединенной системы ПВО СНГ. В феврале 2010 года этот юбилей был ознаменован заседанием Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ.

Де-факто система ПВО СНГ была попыткой сохранения уцелевших компонентов некогда могущественной ПВО СССР. Система объединила Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Украину. В 2008 из СНГ и, следовательно, из системы ПВО стран содружества вышла Грузия.
ПВО СНГ является неоднородной структурой. Между некоторыми участниками отношения развиваются активно, между другими - практически отсутствуют. Главной силой системы, как и раньше, является Россия, чьи ВВС и ПВО несмотря на обвальное сокращение по-прежнему многократно превосходят по своей мощи ВВС и ПВО всех экс-советских стран вместе взятых.

Наиболее активными союзниками России являются Армения, Белоруссия и Казахстан. Сотрудничество с Белоруссией идет по линии развития единой системы ПВО союзного государства, к которой в дальнейшем могут быть подключены и другие близкие союзники России. Сотрудничество же с Украиной, например, осуществляется только на двусторонней основе и постепенно сворачивается. Так, весной 2008 года российский генштаб принял решение отказаться от использования украинских радаров системы предупреждения о ракетном нападении в связи с их устареванием, а также политической ненадежностью данного сотрудничества. Так, во всяком случае, было до последних выборов.

Поскольку ВВС и ПВО России являются стержнем объединенной системы ПВО СНГ, то их изменения затрагивают всю систему в значительной степени. Как следствие, значительная часть обсуждения вопросов объединенной системы на юбилейном заседании была посвящена судьбе российской военной авиации и сил ПВО.

По словам главкома ВВС и ПВО РФ Александра Зелина, реформа данного вида вооруженных сил будет продолжаться. В ближайшие годы ВВС изменят свою организационно-штатную структуру. Главным изменением будет сокращение числа различных родов авиации. В настоящее время их насчитывается семь: стратегическая авиация, военно-транспортная авиация, фронтовая бомбардировочная, истребительная, штурмовая, разведывательная и, наконец, армейская авиация.

Стратегическую, военно-транспортную и армейскую авиацию панируется оставить «как есть». Фронтовую бомбардировочную авиацию вместе со штурмовой, истребительной и разведывательной объединить в один род - тактической авиации, подобно тому, как это делается на Западе.

Подобное изменение напрямую вытекает из нескольких тенденций: Во-первых, поступающие в ВВС новые машины, а также модернизированные старые, становятся все более многоцелевыми, способными выполнять различные задачи в зависимости от используемого вооружения и оборудования.

Во-вторых, проходящая сейчас реформа ВВС связана с отказом от традиционного деления на однородные авиаполки и переходом к авиабазам, которые могут получать эскадрильи летательных аппаратов тех или иных типов в зависимости от выполняемой задачи. Как правило, в результате, под единым командованием оказываются разнородные авиационные группировки и в этих условиях традиционное деление на роды авиации теряет смысл.

В дальнейшем, с заменой старых машин на новые, включая истребители пятого поколения и беспилотные аппараты разных типов, а также с совершенствованием новых схем боевого применения, эти тенденции будут только усиливаться.

Перевооружение ВВС и сил ПВО, до сих пор шедшее не слишком быстрыми темпами, по-прежнему остается значительной проблемой. В частности, ряд СМИ, а также специалисты высказывали и высказывают сомнения относительно темпов переоснащения зенитно-ракетных войск ПВО новым комплексом С-400. Как сообщил Александр Зелин, поставки С-400 в войска «согласованы, и будут выполнены в срок». Это оптимистичное заявление, тем не менее, не сопровождалось какими-либо конкретными цифрами и сроками. По имеющейся информации, на сегодня вооруженные силы России имеют от 3 до 5 дивизионов С-400, а всего до 2015 года планируется поставить в войска 23 дивизиона.

Александр Зелин подтвердил также недавнее заявление премьер-министра России Владимира Путина, сообщившего о начале первых закупок истребителя пятого поколения с 2013 года и его серийного производства с 2015. Эти весьма оптимистичные сроки так же ставятся под сомнение многими специалистами, полагающими, что реальное появление нового истребителя в ВВС РФ стоит ожидать все же позже. В качестве основных моментов, которые могут задержать появление нового истребителя, называют неготовность двигателя нового поколения, реже - систем вооружения и электроники.

В целом же ситуация с перевооружением ВВС и ПВО начинает постепенно улучшаться - имеются новые самолеты, вертолеты и средства ПВО разных типов, темпы поставок которых постепенно растут и можно рассчитывать, что при сохранении этих тенденций, в ближайшие годы темпы перевооружения достигнут требуемого уровня. Продолжается и модернизация уже состоящих на вооружении видов техники, от стратегических бомбардировщиков до вертолетов армейской авиации. Совершенствуется и система управления ВВС, которая получает новое оборудование.

Значительно возрос в последние годы и потенциал системы предупреждения о ракетном нападении, которая получила несколько радиолокационных станций нового поколения. Они заменили то, что было утрачено в связи с распадом СССР или просто устарело.

В общем же, несмотря на сокращение в постсоветские годы, российские ВВС и силы ПВО занимают почетное третье место в мире, уступая по комплексу возможностей только ВВС США и совокупным силам стран НАТО....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка