Источник: газета «Российская газета»
Автор: Сергей Птичкин
Опубликовано: 10.02.2010, 15:12

Сегодня состоятся похороны выдающегося инженера ХХ века Федора Муравченко


Сегодня, 10 февраля, в Запорожье простятся с Генеральным конструктором ЗМКБ "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко" Федором Михайловичем Муравченко.

Ушел из жизни один из самых талантливых конструкторов авиационных двигателей. Именно на моторах, созданных им, летают самолеты и вертолеты, по сей день считающиеся лучшими в мире.

Родился Федор Муравченко в семье крестьян в Днепропетровской области 18 марта 1929 года. После школы поступил в Харьковский авиационный институт, который с отличием окончил в 1954 году. Был направлен в секретное Запорожское ОКБ № 478, занимавшееся разработкой первых советских реактивных двигателей. И с тех пор он работал только на этом предприятии, пройдя путь от рядового инженера-конструктора до Генерального.

При его непосредственном участии были созданы газотурбинные двигатели для самых больших в мире транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия". Самый большой и самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26 состоялся только потому, что специально для него был спроектирован турбовальный двигатель Д-136. Работал Муравченко и над созданием двигателей для широкоизвестных Ан-72, Ан-74, Як-42. Его моторы установлены на новых самолетах Ан-148 и Ту-334, а также на самолете-амфибии Бе-200. Новейший учебно-боевой Як-130 тоже летает благодаря надежным двигателям, разработанным и построенным в Запорожье.

Федор Муравченко был удостоен многих наград Советского Союза, стал лауреатом Государственной премии СССР и почти всех высших наград Украины. Его много раз пытались втянуть в политические игры на стороне крайне националистических сил. Давили на то, что семеро его братьев и сестер умерли в голодные 1932-1933 годы. Сам-то он выжил лишь чудом. Не получилось. Федор Михайлович по натуре своей оставался чистокровным украинцем и советским человеком одновременно. Ни разу в советское прошлое своей страны он камень не бросил. Национализм был для него просто неприемлем. Муравченко всегда выступал за развитие отношений Украины с Россией, прежде всего в плане кооперации высокотехнологичных авиастроительных производств. Он автор более 180 научных трудов, имел 42 авторских свидетельства на изобретения, многие из которых стали прорывными в двигателестроении.

Международная инженерная академия, в которую входят 60 стран, и где решения принимаются всем составом президиума - 16 президентов национальных академий - присвоила Муравченко звание "Выдающийся инженер ХХ столетия". Выдающимся инженером Федор Михайлович был без всяких кавычек.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 10 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-148, Ан-225, Ан-72, Ан-124-100 Руслан, Як-130, Бе-200, Ту-334, Ан-74, Як-42, Ми-26 (в процессе тестирования)