Источник: газета «Российская газета»
Автор: Юрий Гаврилов
Опубликовано: 11.02.2010, 12:18

Курс - на "пятерку"

С принятием на вооружение самолета нового поколения изменится структура ВВС


Достаточно неожиданное заявление о роли перспективного авиакомплекса 5-го поколения сделал главком Военно-воздушных сил Александр Зелин.

По его словам, появление в войсках такого самолета не только повысит их боевую эффективность, но и изменит родовую градацию ВВС. Сегодня они состоят из фронтового парка - истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков, дальней или стратегической авиации, военно-транспортных бортов и так называемой армейской авиации. То есть вертолетов. Увеличивать или сокращать количество родов в ВВС никто не собирается. Учитывая, что "пятерка" возьмет на себя все задачи фронтовой авиации, а ее нынешний состав способен выполнять в том числе функции противовоздушной обороны, главком ВВС считает: масштаб ее действия расширится. Поэтому такая авиации по сути станет оперативно-тактической.

Срочно менять вывески на служебных зданиях и корректировать штабные документы нет необходимости. Перспективную машину еще ждут длительные летные испытания и доводка. Самолет пятого поколения нуждается в новой силовой установке, современном радиоэлектронном оборудовании и бортовом радаре, способном с высоты "разглядеть" не только бронетехнику вроде танков, но даже отдельного солдата. Первый старт "пятерки" в конце января с аэродрома компании "Сухой" в Комсомольске-на-Амуре - событие, конечно, значительное. Но конструкторам и летчикам-испытателям предстоит много работать. Тем не менее главком Зелин подтвердил, что ее первые результаты военные летчики надеются увидеть уже через три года. А в 2015 году уникальная машина должна пойти в строевые части ВВС.

Откуда такой временной разрыв? Он связан с различными этапами доводки новой авиатехники. "Сырая" машина, будь она хоть трижды расхвалена конструкторами, армии не нужна. И военные готовы терпеливо ждать, когда ее научат как следует летать в подмосковном ЛИИ имени Громова - это должно случиться к середине 2013 года. Затем пилотажные и боевые возможности самолета еще год будут осваивать инструкторы Государственного летно-испытательного центра минобороны в Ахтубинске. Им предстоит и написать инструкции для пилотов строевых частей. А заодно переучить их на новую машину.

Конструкторы утверждают, что перспективный комплекс будет тяжело сбить с земли. В этом он соперничает с американским аналогом F-22 "Рэптор".

Между тем разработчики российских систем ПВО уже ищут ракетный противовес воздушной невидимке США. Им должна стать система С-400 "Триумф". Она принята на вооружение нашей армии несколько лет назад, однако о массовом оснащении "четырехсоткой" зенитных ракетных частей пока говорить не приходится. Сегодня С-400 поставлены на боевое дежурство лишь в двух дивизионах в подмосковной Электростали. Была информация о срочной переброске комплексов на Дальний Восток - для надежного прикрытия нашей территории от неудачных запусков северокорейских ракет. Но дальше разговоров дело не пошло. Запланированная на нынешний год поставка в Российскую армию еще пяти дивизионов С-400 перенесена на более позднее время.

Оттягивание сроков Александр Зелин объяснил "не столько организационными, сколько техническими" причинами. Что кроется за этой формулировкой, главком ВВС расшифровывать не стал. Но вряд ли дело касается финансовых вопросов - на производство нового оружия по гособоронзаказу государство денег не жалеет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 11 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Зелин Александр (в процессе тестирования)