Источник: газета «Коммерсантъ - Украина»
Автор: Елена Синицына
Опубликовано: 11.02.2010, 13:08

Двигатель остановился

Умер авиаконструктор Федор Муравченко


В понедельник вечером на 81-м году жизни скончался известный украинский авиаконструктор Федор Муравченко. Он более 20 лет руководил запорожским конструкторским бюро "Прогресс", которое возглавил в непростые годы перестройки. Федор Муравченко не раз говорил, что быть руководителем крупного предприятия, а тем более поддерживать динамику его развития в стране, где нарушаются законы, очень трудно. Тем не менее именно под его руководством были созданы двигатели для таких самолетов, как "Руслан", "Мрия", Ан-148 и других.

Генеральный конструктор и руководитель госпредприятия "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс"" (ГП "Ивченко-Прогресс") Федор Муравченко скончался в понедельник вечером в Запорожье в возрасте 80 лет. Доктор технических наук, Герой Украины, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук, лауреат государственных премий СССР и Украины. В его послужном списке более 50 государственных и общественных наград и почетных званий. Автор более 180 научных трудов и публикаций, имеющий 42 авторских свидетельства на изобретения.

Федор Муравченко родился в 1929 году в селе Запорожье-Грудоватое Днепропетровской области, а его детские и юношеские годы прошли в соседнем селе Призово. В 1954 году он с отличием окончил Харьковский авиаинститут, получив диплом инженера-авиамоторостроителя. В тот же год он начал работать в Запорожском ОКБ #478 (сейчас "Ивченко-Прогресс").

Карьера Федора Муравченко в ОКБ стала быстро набирать обороты. Всего через пять лет после прихода в бюро, в 1959 году, господин Муравченко был назначен начальником бригады запуска ОКБ, где он работал над совершенствованием пусковых устройств, а еще через год стал руководителем бригады камер сгорания, которая занималась повышением эффективности сжигания топлива. Именно Федор Муравченко стал идеологом воздушной системы запуска газотурбинных двигателей и кольцевых камер сгорания, которые сейчас используются практически во всех современных авиационных двигателях.

В 1965 году Федор Муравченко стал ведущим конструктором проекта по внедрению авиационных технологий в других отраслях народного хозяйства, где были разработаны модификации двигателей для судовых, буровых и других автономных установок. В 1967 году он был назначен заместителем главного конструктора, а в 1983 году - главным конструктором, первым заместителем генерального конструктора ОКБ.

В 1989 году Федор Муравченко возглавил КБ "Ивченко-Прогресс". "Он возглавил КБ в самое тяжелое время и не развалил его, не пропил, как многие, а сохранил и укрепил. Он 20 лет возглавлял "Прогресс" и создал столько авиационной техники, сколько не удалось никому",- отметил председатель совета директоров компании "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Так, под личным руководством господина Муравченко и при его непосредственном участии были созданы двигатели для самолетов Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 ("Руслан"), Ан-225 ("Мрия"), Ан-140, Ан-74ТК-300, Ан-148, вертолета Ми-26 и других. Кроме того, части разработок КБ еще предстоит увидеть свет - их используют в самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226 и "Ангел", которые находятся в процессе создания. В одной из своих статей Федор Муравченко признал, что ему очень трудно руководить предприятием и поддерживать динамику его развития в стране, где нарушаются законы, а отрасль мало поддерживается государством. "Но равных ему управленцев, которые способны были бы возглавить КБ в условиях кризиса и поддерживать его конкурентоспособность, сейчас нет. Авиация потеряла великого ученого",- считает генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Анатолий Мялица.

Падение самолета "Руслан" в Иркутске в 1997 году на жилой дом стало личной трагедией Федора Муравченко. Тогда комиссия по расследованию причин трагедии пришла к выводу, что самолет упал из-за помпажа двух двигателей Д-18Т (разработки КБ "Ивченко-Прогресс") и отказа электромагнитного клапана на третьем двигателе. "Но он доказал, что самолет упал по вине внешнего фактора - из-за образовавшейся корки льда, которая перекрыла проход топлива через фильтры. Он доказал всему миру, что льдообразование является виной многих крушений, после чего стали делать специальные очистители фильтров,- отметил Вячеслав Богуслаев.- Муравченко - это школа, эпоха. Пройдут десятилетия, прежде чем появится подобный ему конструктор".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 11 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МОТОР СИЧ, Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко, Ан-148, Ан-225, Ан-72, Ан-70, Ан-124-100 Руслан, Ту-324, Ка-226, Мялица Анатолий, Ан-74, Богуслаев Вячеслав, Ан-140, Як-42, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Ми-26 (в процессе тестирования)