Источник: газета «Ведомости»
Автор: Валерий Кодачигов, Игорь Цуканов
Опубликовано: 12.02.2010, 10:10

Небесная связь

Госкомиссия по радиочастотам может уже на следующей неделе разрешить использование сотовых телефонов в самолетах. Первой авиакомпанией, предоставляющей такой сервис, станет "Аэрофлот"


Выделение частот в диапазонах 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM в самолетах включено в повестку заседания Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) 19 февраля (повестка есть у "Ведомостей"). В пресс-службе Минкомсвязи подтвердили, что вопрос будет обсуждаться ГКРЧ. Комиссия принимает принципиальное решение о возможности использования GSM-сетей на борту воздушных судов. Это связано с намерениями операторов по построению этих сетей, заявил представитель министерства.

Сейчас пользоваться сотовой связью в российских авиалайнерах нельзя. Запрет опрошенные "Ведомостями" технические специалисты объясняют тем, что во время взлета и посадки сигнал телефона может заблокировать связь экипажа самолета с наземными службами, а во время полета - привести к сбою в работе навигационной системы. Проблем можно избежать, если базовые станции, размещенные в салонах авиалайнеров, будут проходить более тщательную, чем наземное оборудование, проверку на электромагнитную совместимость с авиационной электроникой, считает топ-менеджер одной из московских компаний связи.

Сотовую связь и доступ в интернет пассажирам уже предоставляют Delta, Air France, Lufthansa, Emirates Airlines и др. Услуги связи предоставляют Telenor Mobile Aviation и OnAir Switzerland Sarl. С 2008 г. роуминг в этих сетях для российских пассажиров обеспечивает "Вымпелком", минута разговора стоит 69-129 руб., sms - 19 руб.

Попытка организовать подобный сервис в России была: Boeing создавала телекоммуникационную сеть для пассажиров, летающих ее самолетами. Российский сегмент сети должен был обслуживать оператор спутниковой связи "Русат", но проект оказался слишком капиталоемким.

Источник в "Аэрофлоте" сообщил, что авиакомпания направила в Минтранс просьбу разрешить ей в порядке эксперимента предоставлять пассажирам доступ в интернет и услуги голосовой связи, на некоторых рейсах сервис планируется наладить уже в этом году. Представитель "Аэрофлота" Олег Михайлов подтвердил это, но отказался говорить о деталях проекта. Представитель S7 Кирилл Алявдин скептически относится к сотовой связи на борту: во-первых, разговоры по телефону зачастую раздражают соседей, а во-вторых, оборудование очень дорого (см. врез).

"Вымпелкому" интересны авиапассажиры, компания заинтересована в продвижении сотовой связи в самолетах, говорит пресс-секретарь оператора Ксения Корнеева.

Однако только выделение частот не позволит оказывать услуги в самолетах. Требуется внести поправки в транспортное законодательство в части, регламентирующей провоз и размещение оборудования, таможенное законодательство и другие нормативные документы, говорит представитель одной из российских компаний сотовой связи.

МТС может заняться оказанием таких услуг в будущем, говорит представитель компании Ирина Осадчая.

Как это работает

Сотовую связь в самолете обеспечивают маломощные базовые станции, подключенные к бортовой системе спутниковой связи - она обеспечивает выход в телефонную сеть общего пользования. По оценкам первого заместителя гендиректора "Русата" Олега Ватулина, сотовая составляющая микросети стоит от $10 000 до $40 000, специальная спутниковая антенна (с монтажом) - до $1 млн.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 12 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания "Сибирь", Air France (в процессе тестирования)