Источник: газета «Российская газета»
Автор: Виктория Чернышева
Опубликовано: 12.02.2010, 18:02

Выход из пике

Авиационные вузы переходят на "академическую мобильность"


Выпускникам авиационных вузов не хватает знаний "хорошего" английского и "пробивных" качеств. Об этом говорили на заседании президиума наблюдательного совета консорциума "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-авиа".

В диалоге приняли участие представители высших учебных заведений страны, готовящих кадры для авиационной отрасли, и ведущих авиапредприятий.

- Сегодня нужно повышать престиж профессии: в 90-е годы на самолетостроительные факультеты брали тех, кто не прошел на другие специальности. Да и сегодня среди тех, кто приходит к нам на работу, увы, мало инициативных молодых людей - в большинстве своем это безликая серая масса, которую нужно "разбудить", - заявил старший исполнительный вице-президент по производству ГК "Волга-Днепр" Сергея Дьячков.

Главных "болевых точек" кадровой подготовки специалистов для авиационной отрасли несколько. Учебные программы многих специализированных вузов оторваны от реальной потребности предприятий, а потому пришло время вводить новые специальности, которые действительно востребованы. Производители заявили, что для них более ценны работники, которые имеют знания еще и смежных специальностей. Например, конструктор, который одновременно владеет основами менеджмента, программирования, экономики и так далее. По данным наблюдательного совета консорциума, на сегодняшний день российские авиапредприятия остро нуждаются в специалистах самолето- и вертолетостроения, авиационных приборов и измерительно-вычислительных комплексов, технологии машиностроения. Только на один "Авиастар-СП" (где планируется реализовать ряд амбициозных проектов - возродить производство "Русланов", начать выпуск лайнеров Ту-204СМ и "изделия 476") до 2016 года планируется принять 1696 молодых специалистов по различным специальностям. И всем им будут предъявлены повышенные требования: хорошее знание технического английского языка и компьютерных технологий.

Чтобы поправить ситуацию, основные вузы, традиционно "поставляющие" специалистов авиационной отрасли, готовы работать по принципу "академической мобильности".

- Мы с удовольствием наладим обмен студентами и преподавателями с ульяновскими вузами: отдельные лекции, возможно, будут читаться уже с нынешнего семестра, а сотрудничество на плановой основе начнется со следующего учебного года, - рассказал проректор по учебной работе Казанского государственного технического университета имени Туполева Владимир Костин. - Ценность такой работы велика: это обмен методиками, знаниями, идеями. Приток "свежей крови" всегда полезен. Нам интересно сотрудничество с ульяновскими авиапредприятиями, тем более, что у вас, например, планируется реализовать проект производства так называемого "черного крыла" из композитных материалов, что очень интересно и для науки.

В рамках академической мобильности предусматривается и вариант, когда молодые люди смогут поступить в ульяновские вузы на "родственные" специальности, а затем перевестись в казанский или самарский университет, где выпускают специалистов по наиболее востребованным профессиям.

В любом случае, учебные планы будут корректироваться с учетом мнения авиапроизводителей. Так, например, сегодня ведущий отраслевой вуз страны - Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации - не готовит пилотов на самолеты со взлетным весом более 136 тонн (например, Ил-76). Между тем, авиакомпании (тот же "Волга-Днепр") в них остро нуждаются.

- Переучивать пилотов, как делали раньше, мы теперь не имеем возможности. А потому мы достигли договоренности с УВАУ ГА о том, что вуз начнет подготовку таких специалистов, - подчеркнул Дьячков.

Кстати

Любопытно, что сегодня, по словам Сергея Дьячкова, наблюдается избыток пилотов, обученных летать на воздушных судах российского производства и нехватка летчиков иностранных самолетов. Связано это с банкротством нескольких авиакомпаний, из-за чего рынок труда пополнился несколькими сотнями специалистов. Однако, по прогнозам, уже через год-два ситуация должна измениться, и в дефиците будут уже пилоты российских лайнеров.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 12 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-124-100 Руслан, Авиастар - самолетное производство, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Ил-76 МД, Волга-Днепр, Ил-76, Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (в процессе тестирования)