Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Алексей Екимовский
Опубликовано: 15.02.2010, 08:35

Правила игры

применяет корреспондент отдела бизнеса Алексей Екимовский


В то время как большинство игроков мирового авиарынка зализывают раны от кризиса, одна российская авиакомпания растет вопреки всему. Уже несколько месяцев подряд "ЮТэйр" резко увеличивает внутренние перевозки (в январе - на 81,5%), вытесняя конкурентов с уже "раскатанных" линий и открывая новые маршруты на фоне общего спада спроса. Подавляющее число экспертов отмечают, что это стоит "ЮТэйр" немалых затрат, а доход от новых маршрутов появится нескоро. Так что же заставляет авиакомпанию даже в "низкий" сезон отказываться от прибыли вертолетного сегмента в пользу развития убыточных межрегиональных авиаперевозок?

Лидерство на внутреннем рынке - заветная мечта любой крупной авиакомпании. Тогда она становится привлекательной для крупнейших игроков мирового рынка, объединенных в глобальные альянсы. Их всего три: SkyTeam, получивший в партнеры флагмана российского коммерческого воздушного флота "Аэрофлот" в 2006 году, OneWorld, выбравший в кандидаты в мае 2009 года тогдашнего лидера внутренних перевозок "Сибирь", и Star Alliance, крупнейший из трех, но остающийся без партнера в России. Формально переговоров Star Alliance и его базовый перевозчик Lufthansa в России пока не ведут. Но по неписаным правилам рынка обмен официальными письмами может состояться лишь после успешных предварительных контактов, которые, как говорят, не прекращаются никогда.

Lufthansa уже обожглась с партнером в России. Кандидатом Star Alliance был AiRUnion, который исчез с рынка за несколько недель в 2008 году и в итоге обанкротился. Следующим очевидным кандидатом была четвертая в стране ГТК "Россия" и в целом проект "Росавиа", заявлявшийся "Ростехнологиями" как будущий конкурент "Аэрофлота". Но две недели назад премьер Владимир Путин фактически отписал этот кусок рынка SkyTeam, передав проект под крыло "Аэрофлота".

Теперь выбор у Star Alliance невелик: в пятерке лидеров остались "Трансаэро" и "ЮТэйр". Участники рынка язвят, что амбиций у Lufthansa хватит на обоих, но мне кажется, что выбор предопределен. По развитию внутренней сети "ЮТэйр" далеко обогнал "Трансаэро", а единственный минус у ханты-мансийского перевозчика эксперты видят лишь в том, что он базируется во "Внуково", а не в основном для Lufthansa "Домодедово".

Но Lufthansa однажды уже перелетела из "Шереметьево" в "Домодедово". А совладелец "Внуково" Виталий Ванцев говорил, что рассчитывает переманить Lufthansa. Тогда это звучало чересчур самонадеянно, но сейчас шансы выглядят не нулевыми. Уж больно высоки ставки: в январе господин Ванцев лично поручился по кредитам на $120 млн для нового международного терминала во "Внуково", затраты на строительство которого превышают $2 млрд. Чтобы окупить их, аэропорту нужны сильные базовые перевозчики, и Lufthansa - отличный вариант.

Глава "ЮТэйр" Андрей Мартиросов сказал мне вчера, что вступление в альянс "не вопрос жизни и смерти, мы и так неплохо развиваемся". Но на англоязычной версии сайта компании вступление в Star Alliance обозначено одним из приоритетов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 15 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Авиакомпания "Россия", Устинов Алексей, Аэрофлот - российские авиалинии, Мартиросов Андрей, Ванцев Виталий, ЮТэйр-Карго, ЮТэйр (UTair) (в процессе тестирования)