Источник: компания «ЦНТУ "Динамика"»
Опубликовано: 15.02.2010, 17:27

Физтех и "Динамика" - звенья одной инновационной цепи


Слово "Инновация" сейчас на слуху у всех. Мы сталкиваемся с этим термином и в интернете, и в печатных изданиях, слово это несется с экрана телевизора чуть ли не в каждом выпуске новостей - "Курс на инновацию. Инновационные решения…". Случилось так, что и ЦНТУ "Динамика" не остался в стороне от темы инновационных проектов, и один из таких проектов включает сотрудничество ЦНТУ "Динамика" и aакультета аэромеханики и летательной техники МФТИ. Вот это направление мы и попросили прокомментировать декана ФАЛТа, доктора технических наук Виктора Викторовича Вышинского и генерального директора ЦНТУ "Динамика" Александра Александровича Литвиненко.

- Как утверждают экономисты - одной из составляющих успешного бизнеса является внедрение инновационных решений. Скажите, на каком этапе инновационной программы пересекаются интересы ФАЛТа и ЦНТУ "Динамика"?

Виктор Вышинский. Инновационная деятельность нужна как вашему предприятию, так и нам. У нас у всех стоит задача, как можно раньше вовлечь студентов в научно-исследовательскую работу.

Сейчас у нас есть пилотажный стенд, наработки, математические модели, коллектив исполнителей, реально способный работать в инновационной цепочке, создавая математические модели, которые могут быть внедрены в реальные пилотажные стенды и тренажеры и которые, в свою очередь, могут быть проданы заказчику. В результате чего будет получена прибыль, которую опять можно вложить в дальнейшее развитие.

Научно-исследовательская и инновационно-внедренческая деятельность взаимосвязаны. И, как видите, ЦНТУ "Динамика" сейчас у нас на самом острие.

- Вы можете рассказать о той части работ, которую планирует делать ФАЛТ в рамках инновационных проектов с "ЦНТУ "Динамика"?

В.В. На сегодня мы с "Динамикой" обсуждаем 3 задачи, которые могут стать началом нашего долговременного сотрудничества. Первая и ближайшая задача - это учет спутной турбулентности при заправке в воздухе. Мы можем обогатить математические модели расчетами, связанными со спутной турбулентностью, которые в "Динамике" в сегодняшних тренажерах не реализованы. Задача сложна тем, что невозможно создать единую матмодель, т.к., с одной стороны, есть относительно небольшие масштабы самолета, а с другой - километровые атмосферные масштабы, поэтому эта задача сегментируется на определенные подзадачи. Здесь сложная математика. На базе ФАЛТа имеется высокопроизводительный компьютерный кластер, который позволит нам произвести соответствующие объемные вычисления. Так в процессе работы мы моделируем обтекание самолета-заправщика, выстраиваем след при заданных параметрах турбулентности атмосферы на нужное расстояние, например до 9 км. Потом берем матмодель конкретного заправляемого самолета, рассекаем пространство по осям Х, Y, Z, "помещаем" туда заправляемый самолет и находим приращения сил и моментов. В результате получаем огромную трехмерную матрицу, которая вычисляется заранее. Для определения приращений сил и моментов в произвольной точке пространства мы используем аппроксиматор на базе искусственных нейронных сетей - это быстрая программа, дающая в реальном времени отклик возмущающих сил и моментов, действующих на заправляемый самолет. И это уже может быть добавлено в матмодель любого пилотажного стенда или тренажера. Все это мы можем реализовать на нашем пилотажном стенде и перенести на конкретный тренажер. Это один комплекс задач, включающий достаточно сложные матмодели вихревого следа и некие наши ноу-хау с использованием искусственных нейронных сетей. По этой задаче мы уже готовы к подписанию договора с "Динамикой".

Вторая задача, связанная с учетом особенностей обтекания авианосца, более узкая, так как у нас в стране остался один единственный авианесущий крейсер. Но и в этом случае пилотажные стенды абсолютно необходимы. Здесь возникает подобная задача, но более сложная. И, в первую очередь, это связано с плохо обтекаемой конструкцией авианосца, образующего вихревые структуры, которые при определенных направлениях пересекают посадочную глиссаду. В результате получается почти то же самое, что и при заправке в воздухе - только с более мощными вихрями.

Посадка на авианосец требует очень высокой квалификации летчика. Палуба, надстройки, вода - все это рядом, и счет здесь уже идет на метры. Тут на посадку самолета влияют даже небольшие возмущения, и летчик должен быть ко всему этому готов. Помимо этого, за авианосцем имеется спутный след, приводящий к тому, что самолет "проваливается" перед кормой, а это чревато столкновением, и этот факт подтверждают сами летчики. Это тоже проблема, которую надо учиться моделировать на пилотажном стенде.

У нас на ФАЛТе есть матмодель авианосца, и для того чтобы верифицировать ее, мы имеем экспериментальные данные трубных продувок. При необходимости можно получить и натурные эксперименты по визуализации потоков. У нас также имеются огромные вычислительные возможности, благодаря доступности суперкомпьютера на Физтехе в Долгопрудном.

Наконец, третья задача связана с горным аэродромом. Горный массив - это плохо обтекаемая структура, и здесь даже при невысокой скорости ветра могут быть мощные вихревые потоки, которые при определенных направлениях ветра пересекают глиссаду, и это представляет опасность для самолётов при заходе на посадку. Поэтому для отработки таких ситуаций и необходимо делать пилотажные стенды. А в связи с Олимпиадой это может стать актуальным прямо сейчас, если в основу системы моделирования положить топологию аэропорта г. Адлера.

- К Олимпиаде успеем?

В.В. А это зависит от того, будет ли финансирование.

В чем наши преимущества? В первую очередь в том, что у нас есть подпитка молодыми сотрудниками. И очень кстати, что есть "Динамика", создающая авиатренажеры и пилотажные стенды, и есть факультет, где рождаются и воспитываются грамотные ребята. А рассматриваемая форма деятельности и соответствующая цепочка, "Динамика" - Научно-Образовательный Центр ФАЛТ - создаваемое малое предприятие, будет только способствовать этому. Проанализировав сегодняшнюю ситуацию, мы разработали систему взаимодействия, которая не входит в противоречие со схемой инновационных проектов, когда возврат средств будет происходить с продаж тренажеров и пилотажных стендов и соответствовать рамкам существующего законодательства. Здесь как раз сама жизнь подталкивает нас на создание малого предприятия, которое просто и гибко сможет решить все проблемы.

- Похоже, что подобных задач можно сформулировать еще на много лет вперед?

В.В. Учитывая особенности МФТИ (это многодисциплинарный ВУЗ), здесь действительно можно поставить и ряд других задач. У нас есть факультеты молекулярной и биологической физики, где может быть исследовано психофизиологическое состояние летчика. Т.к. у нас в скором будущем будет связь с МФТИ в г. Долгопрудный через спутник SatGate, то можно там организовать психофизиологический контроль, а здесь будут испытуемые пилоты, что позволит отработать систему независимого удаленного контроля.

В МФТИ есть специалисты факультета общей и прикладной физики, которые занимаются визуализацией изображения, там тоже есть ряд предложений, касающихся способов визуализации, связанных с объемным изображением.

Есть еще задачи воздушного боя. Если мы приобретем второй пилотажный стенд, то можно начинать "тактические игры" двух пилотов.

- Есть ли у вас предложения от других компаний по совместному сотрудничеству?

В.В. У нас есть договорные отношения с рядом малых предприятий, но еще к реальному результату мы не подошли.

У ФАЛТа есть связи с компанией "Константа-дизайн", которая планирует создать на нашей базе 3 рабочих места. Нашим другим партнерам я также предлагал организовать здесь небольшие представительства типа выносного офиса. Эти рабочие места можно было бы использовать и для студентов. Студенты "прикипят" к этой работе и, в результате, предприятие получит готового грамотного специалиста. Форма сотрудничества, которая сейчас рассматривается между ФАЛТом и ЦНТУ "Динамика" - это реальная модель возвращения кадров в авиацию.

- Как тема инноваций рассматривается в ЦНТУ "Динамика"?

Александр Литвиненко. Инновация - это не просто новая разработка, пусть даже самого высокого уровня. Это разработка, отвечающая запросам рынка, которая может быть реализована в производственных структурах и затем продана с получением финансового результата. Без рынка, без финансового результата, без учета интеллектуальной собственности и включения ее в цену продукта инновации не существует. В силу сложившихся обстоятельств, связанных с ситуацией в области гособоронзаказа, наше предприятие уже давно занимается именно инновациями. Дело в том, что в начале 2000-х годов Министерство обороны резко снизило открытие новых ОКРов, сделав основной упор на серийные поставки. Это решение со стороны руководства Минобороны было вполне обоснованным, т.к. в то время существовало много затратных ОКРов с невнятными результатами, в том числе и финансовыми.

Эта ситуация привела нас к разработке новой эффективной бизнес-схемы: мы выбирали продукцию, которая может быть реализована на рынке, выполняли инициативные ОКРы, ставили на баланс интеллектуальную собственность для включения ее в цену продукта, реализовывали его и осуществляли расчеты с нашими инвесторами. По существу это и было не что иное, как реально работающая инновационная схема. По этой схеме мы выполнили целый ряд крупных проектов, включая производство сложных комплексных тренажеров для экипажей российских самолетов и вертолетов. По этой же схеме сегодня выполняется и интереснейший проект в области освоения передовых тренажерных технологий - создание нецентральной широкоугольной оптико-коллимационной системы визуализации.

- В ваших инновационных проектах предусмотрено привлечение сторонних организаций?

А.Л. У нас есть ряд партнеров, с которыми мы взаимодействуем по инновационной схеме, но до сегодняшнего дня это были только предприятия производственного плана. Сейчас же мы начинаем взаимодействовать с ФАЛТ МФТИ, поскольку сформировались благоприятные условия для такого сотрудничества - недавно был принят закон, позволяющий бюджетным ВУЗам и НИИ учреждать инновационные компании, предусматривая специальные льготы и возможность упрощенного доступа к различным фондам. Создавая совместный проект с Физтехом в рамках малого предприятия, мы рассчитываем на научно-технический потенциал факультета, а главное - на кадровый. В институте существует возможность привлечения к работам по инновационным проектам наиболее талантливых и способных студентов, и мы уверены, что результаты этих работ принесут всем участникам хорошие дивиденды.

Подобные малые предприятия будут не только приносить денежные средства для института через производственные предприятия, но и иметь возможность привлекать к участию в этих работах различные фонды.

Мне, как бывшему выпускнику Физтеха, создание таких совместных инновационных предприятий особенно близко. Та идея, которая была сформулирована еще основателями МФТИ, и в первую очередь Петром Капицей, о соединении теоретических знаний с практической работой в базовых институтах, в сегодняшних условиях получает новое звучание, теперь это не просто практическая работа, а работа на конкретный результат, полученный в условиях рыночной экономики.

- Значит студент может увидеть результаты своей работы уже в готовом изделии в самые кратчайшие сроки?

А.Л. Да, именно так. В работе инновационного предприятия его ждет живое дело, нацеленное на конкретный результат, а не то, что происходит обычно, когда студент получает некую задачу от своего руководителя, пишет и защищает диплом, а дальнейшая судьба этой работы остается невнятной. Выпускники вуза, участвующие в инновационных проектах, будут ценнейшим капиталом для нашего государства, готовыми специалистами, прошедшими школу эффективной работы в условиях рыночной экономики.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 15 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦНТУ "Динамика"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центр научно-технических услуг "Динамика", Литвиненко Александр, Константа-Дизайн, Константа (Constanta) (в процессе тестирования)