Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 17.02.2010, 10:47

Жесткая посадка за лизинг

"Ильюшин Финанс" хочет лишить должников права летать


Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) примеряет на себя функции авиационного регулятора. Компания просит Росавиацию рассмотреть возможность ограничения работы авиакомпаний, имеющих задолженность по лизинговым платежам. Кого карать, готова предлагать сама ИФК.

"Ильюшин Финанс Ко." предлагает поправить Федеральные авиационные правила (ФАП-11) с тем, чтобы защитить лизингодателя от неплатежей авиакомпании (как по договорам лизинга, так и по обслуживанию лайнеров). Как отмечается в письме лизинговой компании, направленном в Росавиацию (копия имеется в распоряжении РБК daily), "действующие положения ФАП-11 не позволяют оперативно ввести ограничение в действие сертификата эксплуатанта по заявлению собственника". ИФК готова разделить с Росавиацией материальную ответственность и предоставлять банковские гарантии на возмещение возможных убытков проштрафившейся авиакомпании.

Как отмечается в письме, собственник самолета, обращающийся с заявлением о введении ограничений в действие сертификата, может представить банковскую гарантию в обеспечение обязательства Росавиации по возмещению авиакомпании возможных убытков, вызванных введением ограничений в действие сертификата эксплуатанта.

Ситуация с банкротством KrasAir в 2008 году показала, что авиационные власти по разным причинам не хотят принимать решения по приостановке свидетельства эксплуатанта "по финансовым причинам", отмечает заместитель гендиректора ИФК Николай Дадонов. По его словам, лизинговая компания предложила формализовать оценку финансового положения авиакомпаний, введя ежеквартальный мониторинг со стороны Росавиации. "Подобный механизм действует в Германии. Blue Wing не прошла финансовый анализ со стороны LBA (местный регулятор), и ее работа была приостановлена", - сказал он.

За свою практику лизинговая компания уже не раз сталкивалась с проблемой неплатежей авиаперевозчиков, причем даже обращение в суды зачастую не имело эффекта. В частности, еще до банкротства KrasAir Арбитражный суд Москвы обязал эту компанию из-за неуплаты лизинговых платежей вернуть ИФК два дальнемагистральных Ил-96-300, но перевозчик еще долгое время продолжал их эксплуатировать. В то время задолженность перевозчика составляла порядка 200 млн руб. Сейчас проблема с лизинговыми платежами есть у авиакомпании Red Wings: сумма задолженности перед ИФК, по неофициальным данным, достигает 500 млн руб. Долги перед зарубежными лизингодателями есть и у других отечественных авиакомпаний. В Росавиации пока не смогли оценить ини­циативу ИФК.

"Важно вовремя остановить авиакомпанию, чтобы она не генерила слишком много долгов и не попадала в ситуацию, когда она не сможет заплатить", - считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Сейчас если авиакомпании не платят Росаэронавигации, то им направляется предупредительное письмо, если доги не платятся, то ограничиваются чартеры, а потом и отзывается свидетельство эксплуатанта. "Но это нарушает идеологию рынка, так как регулятор не должен вмешиваться до такой степени в деятельность авиакомпании, такого нет ни в одной стране мира", - отмечает г-н Рыбак.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 17 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рыбак Борис, Ильюшин Финанс Ко., Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ил-96-300, Ред Вингс (в процессе тестирования)