Источник: газета «Время новостей»
Автор: Николай Поросков
Опубликовано: 17.02.2010, 11:09

"Экспорт оружия в мире растет, несмотря на экономический кризис"


Об участии России в VI международной выставке "Дефэкспо Индия-2010" в Дели и перспективах военно-технического сотрудничества с этой страной обозревателю "Времени новостей" Николаю Пороскову рассказал руководитель делегации ФГУП "Рособоронэкспорт", заместитель генерального директора предприятия Виктор Комардин.

- Виктор Михайлович, едва ли не впервые российская экспозиция на солидной регулярной международной военной выставке оказалась на втором, наверное, менее посещаемом этаже. Почему нас задвинули на "непрестижное" место?

- При подготовке к "Дефэкспо Индия-2010" наложилось друг на друга несколько факторов. Во-первых, выставка проходит в постоянно загруженном международном выставочном комплексе, как у нас ВВЦ. Во-вторых, идет ремонт павильона. Раньше российская экспозиция располагалась в другом месте. Но что предложили, то предложили. Мы не возражали.

- Очевидна, на мой взгляд, неприятная тенденция при проведении такого рода выставок: все меньше натурных образцов, все реже солидные компании-участники представлены первыми лицами. Понятно, что сейчас кризис, но есть ведь и другие причины?

- Знаете, в выставках участвуют те, кто хочет выйти на рынок и кто на нем уже присутствует. Отсюда и степень участия. Но так или иначе экспорт оружия в мире растет, несмотря на экономический кризис. Полагаю, исходя из политической ситуации в мире, что мировые продажи оружия еще долго будут идти по восходящей.

- Каково наше участие в этом процессе, имея в виду "Дефэкспо Индия-2010"?

- Мы предлагаем здесь образцы новой и модернизированной российской военной техники и вооружения: боевые машины пехоты, комплексы войсковой ПВО, артсистемы, ракетные системы залпового огня. Для флота предлагаем надводные корабли вплоть до фрегата, дизельные подводные лодки, выставлена техника инженерных войск, связи, некоторые межвидовые специальные электронные и связные системы.

- То есть все как обычно, ничего нового?

- На обывательский взгляд танк - он и есть танк, но на самом деле каждый раз мы предлагаем новые виды модернизации, новые виды ракет и снарядов, например, для систем залпового огня... Индию как нашего долговременного партнера интересует, что можно у нас взять с точки технологий, а не просто готовых образцов. Поэтому представлены здесь и технологии.

- Это действительно новейшие технологии или все-таки технологии вчерашнего дня?

- Когда мы говорим, что передаются новейшие технологии, понимаем, что заказчика интересуют не то, что сделано прямо сегодня, а то, что уже испытано, принято на вооружение, в том числе в российской армии. Словом, проверенный товар - чтобы не покупать кота в мешке. Строго говоря, мы продаем оружие, себя зарекомендовавшее. Это новейшие системы вооружения. Такова торговая политика при продаже оружия всех стран мира.

К моменту, когда в мире начались разговоры о передаче заказчикам технологий, об офсетных программах, которые предусматривают такую передачу, Россия делала это уже лет десять. Лицензионное производство самолетов "МиГ" и дальнейшая их модернизация, а также самолетов семейства "Су", танков - это один из видов передачи технологий. И процесс этот продолжается, сегодня на столе переговоров "Рособоронэкспорта" около десятка контрактов, имеющих отношение именно к передаче технологий.

- Сюда относится и самолет пятого поколения? Каковы в этом проекте перспективы нашего сотрудничества с Индией?

- В наших странах разные климатические условия, разные военные доктрины, поэтому российский и индийский варианты самолета пятого поколения несколько разнятся. Но не думаю, что это будет очень заметно внешне. Возможно, у индийцев будет двухместный вариант. Впереди у нас этап разработки аванпроекта.

- Какова ситуация с тендером на поставку в Индию 126 многофункциональных боевых авиационных комплексов?

- Мы в этом тендере участвуем, он длится несколько лет, поскольку всем участникам нужно демонстрировать летные характеристики, проводить боевые стрельбы. Очень много времени уходит на рассмотрение предложений тендерным комитетом заказчика. В таких сложных проектах очень трудно устанавливать конечную дату, я думаю, этот процесс займет еще года два.

- Будут ли непосредственно на этой выставке подписаны какие-то контракты?

- Процесс контрактации идет непрерывно, а подписание договоров приурочивают к очередной выставке для улучшения ее имиджа. Если подписывать нечего, кто-то прибегает к такой форме, как меморандум или соглашение о сотрудничестве. На этой выставке нет необходимости что-то подписывать, поскольку у нас с Индией несколько десятков контрактов - на обсуждении, на исполнении, в режиме ожидания заявки... В год "Рособоронэкспорт" подписывает около полутора тысяч контрактных документов, из которых до сотни - базовые контракты, остальное - дополнения, приложения.

- Вы здесь, на выставке, радушно приветствовали представителя "Эрбаса". Относите ли вы этого крупнейшего европейского авиапроизводителя к нашим конкурентам?

- Отношу, конечно. Новая их продукция - транспортный самолет А400 - конкурент нашему совместному с Украиной проекту Ан-70, Ил-76, хотя последний самолет больше А400.

- Верно ли наблюдение, что в военно-техническом сотрудничестве с Индией крен сделан в сторону военно-морской техники?

- Характер поставок диктует конечно же заказчик. Если 10-15 лет назад индийцы считали для себя приоритетным авиационное направление, то теперь, когда авиационные контракты (лицензионные, закупочные, модернизационные) частично исполнены и исполняются дальше, на первый план выходит еще одно направление, где Россия в рамках лицензионных программ способна помочь Индии. Мы уже переходим от простых закупок к оказанию содействия в строительстве надводных кораблей на индийских верфях - с российским участием. Такая же ситуация с танками Т-90. О степени участия России в том или ином направлении военно-технического сотрудничества нельзя судить только по стоимости контрактов - один самолет (условно) стоит как сотня танков.

- Индия не отказывается от Су-30МКИ, массово поставленного им в течение нескольких лет, и не просит их поменять на более новый Су-35?

- Напротив, мы организуем здесь лицензионное производство Су-30МКИ. Но если ВВС Индии потребуется, они могут докупить готовые самолеты. Я этого не исключаю. А что касается Су-35, то нынешний самолет, что называется, вещь дизайнерская, он еще не в серии. А для продажи любого вида оружия за рубеж нужна технология серийного производства.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 17 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рособоронэкспорт, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Су-30МКИ, Ил-76 МД, Ан-70, Су-35, Ил-76, Т-130 (в процессе тестирования)