Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 18.02.2010, 10:43

Аттракцион итальянской щедрости

Alitalia назвала распродажу авиабилетов сбоем в системе бронирования


В понедельник на протяжении нескольких часов русскоязычные пользователи сайта авиакомпании Alitalia могли забронировать билеты в бизнес-класс по нулевому тарифу, оплатив только сервисные и аэропортовые сборы. К примеру, полет Москва - Рим - Москва стоил всего 40 евро вместо 1600. Те, кто успел воспользоваться этим предложением, получили подтверждение брони авиабилетов, а на их банковских картах были заморожены соответствующие суммы. Позже авиакомпания аннулировала бронь, списав все на технический сбой. Однако юристы уверены, что перевозчика можно обязать выполнить договор публичной оферты, хотя и по суду.

Как отмечают пассажиры авиакомпании на форумах, в ночь на понедельник на сайте Alitalia появились предложения билетов в бизнес-класс по нулевым тарифам: по многим направлениям они продавались за чисто символические деньги (топливные, сервисные и аэропортовые сборы). "Билет на двоих из Москвы на европейское побережье Средиземного моря в бизнес-классе вышел менее 5 тыс. руб.", - пишет один из пассажиров. Судя по количеству откликов только на форуме сайта awd.ru, предложением итальянского перевозчика успели воспользоваться как минимум несколько десятков человек. Многие покупали билеты впрок по несколько штук.

Единственное, что насторожило счастливчиков: когда они получили сообщение о брони билетов и блокировке средств на карте, электронный билет им выписан не был. Alitalia, в свою очередь, сослалась на технический сбой, объявив об аннулировании брони. Правда, средства на картах будущих пассажиров в большинстве случаев оставались заблокированными.

В авиакомпании РБК daily подтвердили, что был сбой в системе бронирования и что деньги за билеты будут возвращены несостоявшимся "первоклассным" пассажирам. Выяснить, сколько было продано билетов, не удалось. Телефоны отдела претензий перевозчика и мобильный представителя по продажам в России Alitalia Александра Чарышкина вчера не отвечали. Ни на одном из сайтов Alitalia официальной информации о сбое в системе бронирования вчера не было.

Юристы считают, что авиакомпания должна перевезти пассажиров, ведь они не виноваты в технических проблемах, а нулевой тариф в сфере авиаперевозок не является чем-то беспрецедентным. "Если на сайте была такая информация, то они обязаны выполнить договор. Часто авиакомпании, особенно в России, где не развит Закон о защите прав потребителей, позволяют себе блокировать деньги и потом их возвращать", - отмечает адвокат Александр Трещев. По его словам, даже если авиакомпания вернет деньги, это оставит за пассажирами право подать на нее в суд.

"Вы купили билет, но потом узнали, что это была неполадка, но вы же лишили себя возможности купить билет, может быть, еще по более низкой цене в другой авиакомпании", - рассуждает адвокат.

Пока обращений в Росавиацию от несостоявшихся пассажиров не было, отмечает советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Источник в Минтрансе отмечает, что Росавиация в данном споре не поможет, так как иностранный перевозчик подчиняется правилам Чикагской конвенции. "А следовательно пассажирам надо будет обращаться в суд", - говорит он. В пресс-службе Роспотребнадзора отметили, что и к ним никаких заявлений от клиентов Alitalia пока не поступало.

Это не первый случай, когда Alitalia продает билеты по нулевому тарифу. В апреле 2006 года из-за технической ошибки в службах онлайн-заказа билетов появилась возможность забронировать место в бизнес-классе на рейс Торонто - Кипр по смехотворной цене 39 долл. Тогда тем, кто успел получить подтверждение до обнаружения ошибки, билеты по этому тарифу действительно были предоставлены. "Сейчас существует огромное количество промоакций, билеты продаются от 1 евро, и потребитель из-за этого может не отличить сбой от тарифа. Это, конечно, ошибка авиакомпании, и ее надо исправить, но не за счет клиента. Alitalia надо понять масштабы случившегося и выйти из этого положения с наименьшими репутационными потерями", - считает коммерческий директор "VIP-сервис" Дмитрий Горин.

 

Дайджест прессы за 18 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Извольский Сергей, Горин Дмитрий (в процессе тестирования)