Источник: газета «Коммерсантъ - Воронеж»
Автор: Сергей Титов, Константин Чаплин
Опубликовано: 18.02.2010, 10:54

Ульяновск встает на "черное крыло"

Объединенная авиастроительная корпорация разделяет компетенцию ВАСО и "Авиастара-СП"


Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) уступило "Авиастару-СП" (Ульяновск) в борьбе за размещение предприятия аэрокомпозитов. Инвестиции в проект составят $250 млн. Как заявляют в ВАСО, размещение производства в Воронеже было признано экономически нецелесообразным, в том числе из-за нехватки необходимых площадей. В то же время на предприятии есть комплекс по выпуску композитных материалов для силовых элементов авиалайнеров (его доля в годовом обороте составляет около 8%). В итоге в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) решили разделить ВАСО и "Авиастар-СП" по специализации.

Президент ОАК Алексей Федоров, глава ЗАО "Аэрокомпозит" Анатолий Гайданский и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписали в Москве соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта "Строительство завода по производству композиционных конструкций". Предприятие будет выпускать крыло, центроплан и хвостовое оперение из композитных материалов ("черное крыло") для новых серий Sukhoi SuperJet 100, а также MC-21 и будущих широкофюзеляжных самолетов.

Ввести завод в эксплуатацию планируется не позднее 2015 года. Он должен разместиться на площадях "Авиастара-СП" в корпусе 1В на правах аренды. Мощности предприятия рассчитаны на производство 30, 70 или 100 комплектов "черных крыльев" в год в зависимости от производственной программы. Инвестиции в проект составят $250 млн.

О подборе площадки под размещение завода в ОАК заявили больше года назад, осенью 2008-го. По словам директора департамента корпоративных коммуникаций компании Константина Лантратова, кроме Ульяновска в качестве возможных вариантов размещения рассматривались Казань, Воронеж и Луховицы (Московская область). Как сообщил "Ъ" заместитель гендиректора корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин, во многом выбор ОАК Ульяновска объясняется наличием готовых площадей на территории "Авиастара-СП" и готовностью региона предоставить льготы инвесторам.

ЗАО "Аэрокомпозит" было создано в январе 2009 года для разработки, производства и проведения испытаний деталей, агрегатов и компонентов авиационной техники из полимерных и композитных материалов. Уставный капитал составляет 26 млн рублей. 48% акций компании принадлежат ОАО "ОАК", по 26% у ОАО "Компания "Сухой" (99,69% уставного капитала компании принадлежат ОАК) и ГК "Прогресстех".

Между тем, как пояснил "Ъ" гендиректор ВАСО Виталий Зубарев, никакого соперничества между Воронежем и Ульяновском по сути не было. "Мы просчитывали экономику проекта, для нас она оказалась трудноподъемной, в том числе в силу нехватки площадей для размещения крупного современного производства композитов, - подчеркнул он. - Кроме того, на принятие окончательного решения в пользу Ульяновска повлияло наличие там свободной экономической зоны, льгот для ведения бизнеса. И в ОАК решили развести специализацию "Авиастара-СП" и ВАСО в плане выпуска композитных материалов". Как уточнил Виталий Зубарев, на воронежской площадке, в частности на базе бывшего 95-го цеха, уже создано профильное производство. "Мы специализируемся на выпуске силовых элементов самолетов из композитов, в том числе механизмов крыла и навесных агрегатов, например, закрылок", - уточнил господин Зубарев, добавив, что в годовом обороте предприятия производство композитов для Ан-148 и того же Sukhoi SuperJet 100 доходит до 8%.

Правительство Ульяновской области обещает "при присвоении проекту статуса инвестпроекта, реализованного в особых условиях", снизить для "Аэрокомпозита" налог на прибыль с 18 до 13,5% и освободить его от налога на имущество и транспортного налога. Вопрос о присвоении такого статуса решает спецкомиссия при облправительстве. Также чиновники намерены субсидировать затраты на подведение инженерных сетей.

Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев объясняет выбор Ульяновска, а не Воронежа в первую очередь "гиперактивностью" ульяновских региональных властей, но в то же время он согласился с целесообразностью разделения двух площадок, контролируемых ОАК, по специализации. "Если исходить из оптимистичной программы ОАК, все вложения и беспрецедентные льготы быстро окупятся, - полагает господин Пантелеев. - А технологический уровень будущего предприятия, в партнерах у которого ведущие мировые игроки, позволит на равных конкурировать с зарубежными производителями композитов, к тому же "Аэрокомпозит" как центр компетенций обязательно будет притягивать другие предприятия". Гендиректор ВАСО Виталий Зубарев уточнил "Ъ", что в общей массе лайнеров Ан-148 и Sukhoi SuperJet 100 на композитные элементы приходится в среднем 5-6%.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационная холдинговая компания "Сухой", Авиастар - самолетное производство, Завод аэродромного оборудования, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Ан-148, SSJ-100, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Федоров Алексей, Морозов Сергей, Зубарев Виталий, Гайданский Анатолий, Прогресстех, АэроКомпозит, Самолетостроение (в процессе тестирования)