Источник: газета «Время новостей»
Автор: Николай Поросков
Опубликовано: 18.02.2010, 11:00

Неполадки в радиочастотах

Почему Россия до сих пор не поставила Ирану обещанные С-300


Проходящую в индийской столице VI международную выставку "Дефэкспо Индия-2010", как, впрочем, и любую другую, можно рассматривать в качестве фрагмента общей картины торговли вооружением и военной техникой в мире. Насколько верна такая параллель и почему Россия затягивает поставки Ирану зенитных ракетных систем среднего радиуса действия С-300, военный обозреватель "Времени новостей" Николай Поросков расспросил в Дели руководителя российской делегации, первого заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александра Фомина.

- Александр Васильевич, чем нынешняя выставка принципиально отличается от предыдущей?

- На нынешнем салоне есть новые образцы противовоздушной техники, наземные радиолокационные станции артиллерийской разведки, турельная установка для ПЗРК "Игла" и другие.

- Авиация составляет значительную (40-50%) часть российского экспорта. Есть ли какие-то новые программы с Индией в этой области?

- Проектов много. В частности, развитие лицензионного производства самолетов семейства "Сухой", уже обсуждается вопрос их дальнейшей модернизации. Один из самых удачных примеров нашего сотрудничества с Индией - совместное предприятие "Брамос", которое занимается разработкой и производством ракет. "Брамос" уже имеет противокорабельную ракету, обсуждается производство авиационной и возможность ее установки на борт Су-30МКИ.

Еще одно направление - поставка корабельных МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Мы участвуем в объявленном Индией тендере на поставку среднего многоцелевого истребителя. Россия предлагает МиГ-35. Кроме того, подписан контракт на модернизацию ранее поставленных самолетов марки "МиГ". Первые четыре самолета-лидера уже поступили на предприятие в России. Еще более 50 самолетов будут модернизироваться уже на территории Индии.

Среди совместных проектов надо назвать и самолет пятого поколения - сейчас идет передача индийцам эскизно-технического проекта, согласовывается технический облик, ожидается подписание первого контракта по первому этапу опытно-конструкторских работ. Возможно, это произойдет в конце февраля - начале марта. Не забудем про совместный проект транспортного самолета. Недавно был подписан контракт на поставку Индии большой партии вертолетов марки "Ми".

- Индия ведь покупает теперь не только готовые вооружения, но и технологии...

- Многие государства уже не устраивает схема "продавец - покупатель готовой техники". Мы продали Индии лицензию на производство самолетов Су-30МКИ, танков Т-90С, к которым по лицензии будет выпускаться и активная защита "Арена".

- Индия не так давно объявила несколько новых тендеров - на закупку вооружения для сухопутных войск, индийцы хотят построить четыре корвета. Россия будет участвовать в этих тендерах?

- В таких тендерах мы участвуем. В том числе по поставке Индии большой партии стрелкового вооружения, в частности производства Конструкторского бюро приборостроения. Это винтовки (от мало- до крупнокалиберной), специальные пистолеты и пулеметы для ведения боя в городских условиях, гранатометы и боеприпасы к ним. По некоторым тендерам принято решение, подписаны контракты, в некоторых мы продолжаем участвовать.

- Поставляет ли Россия Индии оружие для борьбы с терроризмом? Эта тема особенно актуальна после серии терактов в Мумбаи с 26 по 29 ноября 2008 года.

- Мы поставляем Индии целую линейку стрелкового вооружения - портативный пистолет для экипажей боевых машин, штурмовые средства, в том числе уникальную беззатворную винтовку, подствольный гранатомет, оптическую технику (дневную и ночную).

- Насколько мне известно, у нас заключен контракт о поставках вооружений с Ливией на 1,3 млрд руб. Какое оружие мы поставляем по этому соглашению?

- Речь идет о бронетанковой, авиационной технике, средствах ближнего боя. Вообще пакет большой.

- Верны ли прогнозы, что Вьетнам в ближайшие годы займет второе после Индии место среди партнеров России в военно-технической сфере?

- Сейчас Вьетнам в пятерке первых стран по объемам военно-технического сотрудничества с нами - вместе с Индией, Китаем, Алжиром и Венесуэлой. Масштабное сотрудничество с Вьетнамом разворачивается. Дело даже не в конкретных цифрах, а в широте подхода к сотрудничеству. Вьетнам для нас стратегический партнер. На какое место он выйдет в ближайшие годы, говорить пока сложно. Возможно, и на второе.

- Ведем ли мы переговоры с индийцами по поводу подводной лодки "Амур"?

- К сожалению, не ведем. Хотя, на мой взгляд, эта тема достаточно перспективна, в том числе и для индийского рынка. Надеюсь, мы выйдем с таким предложением, а наши партнеры его рассмотрят. Российская заинтересованность в этом, безусловно, есть. "Амур" - лодка особого класса, а Индия морская держава.

- Можно ли сегодня говорить о сумме, оговоренной в дополнительном соглашении к контракту по авианосцу "Адмирал Горшков"?

- Дополнительное соглашение еще не подписано, идут согласования. Надеюсь, процесс завершится успешно, тогда и сумма будет обнародована.

- В качестве оценочной стоимости фигурирует цифра 2,5 млрд долларов...

- Пока о конкретных суммах говорить рано.

- В прессе постоянно появляются сообщения о контракте с Саудовской Аравией как альтернативе российско-иранскому контракту по поставке в эту страну комплексов ПВО С-300. Саудиты дают значительно большую сумму - 4 млрд долл. против иранских 1,5 млрд. Так ли это?

- В последние годы мы активно работали с саудовскими коллегами по трем основным направлениям: вертолетная, сухопутная техника, средства ПВО. Проявляется интерес и к нашему стрелковому оружию. На сегодня контракты (именно контракты) сверстаны, названы и цены, и условия выполнения. Документы переданы нашим уважаемым саудовским партнерам для принятия окончательного решения. Нам бы хотелось, чтобы оно было принято как можно быстрее.

Что касается поставок С-300 для Ирана, то их нет по техническим, а не по политическим причинам. Все остальное - спекуляции. Нужно понимать, что Саудовская Аравия для нас новый рынок, он далеко не наш, в основном Соединенных Штатов, Франции, Великобритании. Открыть дверь и войти на этот рынок очень трудно. Я бы на месте "хозяина" рынка сделал все, чтобы не пустить новых конкурентов. Вокруг такой ситуации могут появиться всякие домыслы и предположения, но они не являются определяющими.

- Какой смысл вкладывается в выражение "по техническим причинам", когда речь идет о поставках С-300 Ирану?

- В производстве, в процессе подготовки имущества могут быть выявлены технические недостатки. В данном случае речь идет о радиочастотах. Идет устранение недостатков.

- Но когда недостатки устранят, комплексы С-300 будут поставлены Ирану?

- Я говорю только о сегодняшней непоставке и ее причинах.

- Вы говорили, что не склонны примешивать в сферу военно-технического сотрудничества политическую составляющую. Но разве военно-техническое сотрудничество не является политическим инструментом?

- Мы иногда противоречим сами себе, когда говорим, что это не так. К сожалению, в практике военно-технического сотрудничества применяются все средства конкуренции, в том числе далеко не добросовестные.

- Но есть и обратный процесс - прямое политическое лоббирование высшими лицами государств сделок в сфере ВТС. Вот президент Николя Саркози летал в Бразилию "проталкивать" французский самолет.

- Наше высшее политическое руководство тоже оказывает нам большую помощь.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-30МКИ, Восток Техникал Сервис, Выставки и конференции, Амур (Amur), Че-22 (в процессе тестирования)