Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Автор: Виктор Мясников
Опубликовано: 26.02.2010, 14:03

Страсти по истребителю

Российско-индийский проект пока особых выгод не обещает


В конце февраля - начале марта Россия и Индия могут подписать первое соглашение по контракту на создание истребителя 5-го поколения. Пока речь идет только о контракте на создание эскизно-технического проекта самолета.

Разговоры об этом проекте длятся с 2003 года. За семь лет несколько раз объявлялось, что соглашение о совместной разработке будет вот-вот подписано. Даже назывались сроки изготовления самолета.

В 2008 году генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян провел в Индии переговоры с руководством военно-воздушных сил этой страны о реализации проекта по совместной разработке и производству истребителя пятого поколения.

Специалисты ОКБ "Сухого" и Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имени Ю.А. Гагарина тогда же ознакомились с возможностями индийских проектных институтов и авиастроительных заводов по реализации проекта. Все это проходило в рамках подписанного в 2007 году во время 7-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству межправительственного соглашения о совместной разработке и производству истребителя пятого поколения.

Перед этим в Москве побывала представительная индийская делегация Министерства обороны и авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL). В компании "Сухой" она обсудила организационные и производственные вопросы проекта. Обсуждались также тактико-технические требования индийских ВВС к новому самолету. Затем делегация отправилась на авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.

Истребитель пятого поколения уже создан в США - это F-22, принятый на вооружение, хотя и в ограниченном количестве. В дополнение к нему испытывается еще одна модель - F-35, предназначенная для массового производства и экспорта. В России в конце 2009 года начались испытания прототипа Т-50. В работу над машиной 5-го поколения включился также Китай. Над проектом XXJ там работают 611-й научно-исследовательский институт и авиационная фирма "Шеньян". Предполагается, что это будет самолет взлетной массой 25 тонн, с двумя двигателями с управляемым вектором тяги.

В этой ситуации Индия не могла остаться в стороне. Однако собственными силами она пока не может осуществить столь высокотехнологичный и сложный проект. Поэтому встал вопрос о кооперации с РФ, тем более что уже имеется удачный опыт совместной деятельности в сфере разработки современных вооружений - ракета "БраМос".

У России тоже есть свой интерес - сократить собственные расходы на НИОКР, испытания прототипа и запуск в производство нового самолета. Однако индийские ВВС хотели бы иметь истребитель, укладывающийся в их концепции воздушных войн будущего применительно к собственному театру военных действий. Поэтому совместная российско-индийская разработка будет кардинально отличаться от испытываемого сейчас Т-50.

Индийский истребитель пятого поколения, получивший условное наименование FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), будет двухместным. Это неизбежно вызовет увеличение фюзеляжа, крыла и рулевых плоскостей. Согласно пожеланиям индийской стороны, серийный истребитель должен получить силовую установку на 15-20% мощнее существующей. Планируется, что FGFA, который должен поступить на вооружение ВВС Индии к 2015 году, заменит три типа эксплуатирующихся боевых самолетов.

Разработкой истребителей 5-го поколения займутся индийская корпорация Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Индия планирует взять на себя производство легких высокопрочных композиционных материалов для конструкций самолета, использование которых должно значительно снизить его массу. Впрочем, пока еще сферы участия каждой стороны не определены.

Предполагается, что созданный самолет 5-го поколения должен превзойти американский F-35 по соотношению стоимости-эффективности и занять определенное место на мировом рынке, а не только укрепить военную мощь России и Индии. Хотя пока трудно представить покупателя самолета стоимостью порядка 100 млн. долл.

По словам первого заместителя главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александра Фомина, на разработку российско-индийского истребителя 5-го поколения потребуется не менее 6-10 лет. Что касается стоимости работ, в индийских СМИ называется сумма в 8-10 млрд. долл. Долю национальной авиастроительной компании HAL в общем объеме работ они оценивают в 25%. Если это действительно так, то получается, Россия в основном за свой счет разработает самолет, который ей не нужен. Что касается перспектив экспорта, то все потенциальные покупатели, располагающие миллиардными бюджетами, уже участвуют в создании американского F-35. При этом обязательное условие покупки - участие не только финансами, но и производством компонентов, разработкой элементов авионики или вооружения. Речь идет не просто о покупке боевых самолетов, а о приобретении новых прорывных технологий.

Пока ни одного реального покупателя на будущий российско-индийский истребитель не просматривается. Да и любовь индийцев к долгим переговорам и борьбе за каждую рупию хорошо известна. Не исключено, что процесс подписания контракта затянется надолго. А после получения эскиза проект вообще может закончиться или перейдет в многолетнюю стадию дальнейших согласований.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 26 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Объединенная авиастроительная корпорация, Погосян Михаил, Самолетостроение (в процессе тестирования)