Источник: сайт «Транспорт сегодня»
Опубликовано: 27.02.2010, 17:44

Кресла ушли с молотка


"Аэрофлот" на этой неделе провел первые торги по реализации блочных перевозок на своих рейсах. На летний сезон выставлено 210 тыс. кресел по 23 наиболее популярным туристическим направлениям.

Решение о проведении открытых электронных торгов по реализации блочных перевозок "Аэрофлот" принял в середине февраля. Через аукцион решено было продавать места на Париж, Прагу, Анталию, Дубай, Барселону, Малагу, Афины, Хургаду, Шарм Эль Шейх, Лондон, Карловы Вары, Амстердам, Амстердам-Брюссель, Дюссельдорф-Брюссель, Овду, Стамбул, Братиславу, Будапешт, Бухарест, Дрезден, Мадрид, Бангкок, Гавану.

По мнению "Аэрофлота", такая форма продажи выбрана для достижения прозрачности и равенства доступа при распределении блоков.

Стоит отметить, что традиционно места на регулярные рейсы "Аэрофлота" по популярным туристическим направлениям стоят дороже, чем рейсы у других российских авиакомпаний по этим маршрутам. Однако, несмотря на необходимость доплаты при покупке турпутевки за полет "Аэрофлотом", туристы среднего уровня доходов предпочитают по возможности лететь на отдых именно с этой авиакомпанией. Их выбор можно понять, так как по сравнению, например с "Трансаэро", задержки чартерных рейсов которой в последние годы случаются часто, "Аэрофлот" все-таки отличается пунктуальностью и более менее приличным сервисом.

Как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, к первым торгам, которые состоялись 25 февраля, были допущены 29 компаний, но две из них не представили необходимого финансового обеспечения и не смогли покупать лоты.

"События на электронной площадке разворачивались довольно любопытно. Для начала не было сделано ни одной ставки на лоты Братислава, Бухарест, Брюссель, Дюссельдорф-Брюссель, Дюссельдорф. Торги по этим направлениям признаны несостоявшимися - притом, что стартовые цены были вполне адекватными, а кое-где даже низкими", - сообщила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

Основная борьба, по словам пресс-секретаря, развернулась за Гавану, Малагу и Барселону.

"Торги за шесть гаванских лотов продолжались 4 часа, было сделано 576 ставок, цена с 580 евро выросла до 800-805 в зависимости от рейса. За места на Кубу бились семь туроператоров, но достались они только пяти", - отметила Ирина Тюрина.

За Малагу, по ее словам, торговались более 4 часов: четыре лота и пять туроператоров. "Цены от стартовой ушли сравнительно недалеко, больше всего ставок было сделано по лоту с вылетом в субботу, он и оказался самым дорогим - 393 евро. В результате лоты поровну поделили между собой два крупных туроператора", - отметила Тюрина.

Она подчеркнула, что рекорд по длительности торгов поставила Барселона. "Пять туроператоров торговались за два лота, и бились они 6 часов - с 14:00 до 20:00. Цена по отношению к стартовой выросла на 114-120 евро при шаге 2 евро", - рассказала пресс-секретарь РСТ.

Во второй день торгов рекорд Барселоны по длительности борьбы побили Карловы Вары. За лот на этот чешский курорт туроператоры бились семь с половиной часов. Цену на кресло взвинтили в два раза от стартовой - с 230 евро до 450 евро.

Стоит отметить, что требования к участникам торгов довольно строгие: вначале оператор должен внести возвращаемый депозит - 0,5% от стоимости лота (она варьируется от 500 тыс. евро до 1,5 млн евро), затем - в случае победы - взнос увеличивается до 10%. После заключения контракта у туроператора есть право вернуть без штрафа лишь 10-20% кресел. Шаг аукциона для недорогих маршрутов составил 2 евро, а для дорогих (от 500 евро) - 5 евро. Сами торги будут проходить всего два раза в год, накануне основных сезонов.

Участники туристического рынка считают, что при всех плюсах и минусах новой системы, первые торги прошли успешно. "Процедура торгов оказалась несложной, а основная часть блоков мест была предложена туроператорам по разумным ценам, хотя и несколько завышенным", - считает представитель одного из туроператоров, участвовавшего в торгах.

Кроме того, по его словам, главный плюс новой системы распределения мест заключается в том, что теперь блоки не будут отданы "своим", а также то, что не будет перекупщиков этих мест.

Как сообщили в пресс-службе "Аэрофлота", при увеличении доходов компании от реализации мест через торги, цены для туроператоров по сравнению с сезоном 2009 года выросли незначительно - всего на 7-8%. "В проигрыше оказались билетные спекулянты и организаторы схем с подставными фирмами. Электронный аукцион не только повысил доходность продаж, но и снизил коррупционные риски, обеспечив абсолютную прозрачность и демократичность торгов", - считают в авиакомпании.

По словам собеседника агентства, достигнутый экономический эффект по направлениям составил: Москва - Барселона - Москва - 51%, Москва - Гавана - Москва - 38%, Москва - Малага - Москва - 11%. При этом лот Москва - Карловы Вары - Москва был продан практически за две цены.

"Аэрофлот и "Сбербанк-АСТ" (площадка на которой прошли торги - ТС) планируют и впредь проводить открытые электронные торги по реализации блоков мест для туроператоров. Эта современная форма торговли не только позволяет всем участникам рынка следить за формированием цены на авиаперевозки, но и создает предпосылки для стабилизации туристической отрасли России", - подчеркнули в авиакомпании.

В свою очередь, газета "Ведомости" со ссылкой на источник в "Аэрофлоте" в субботу сообщила, что перевозчик планировал выручить по торгам с туроператорами 60 млн евро, продав 210 тыс. мест в среднем по 285,7 евро за место.

"Например, на Париж перевозчик планировал реализовать 21 тыс. кресел начальной стоимостью 6,3 млн евро (300 евро за 1 шт.), но купили 9,6 тыс. кресел за 2,9 млн евро (302 евро за 1 шт.), - пишет газета. - Зато 3480 кресел на рейсах в испанскую Малагу разошлись полностью и выше начальной цены - вместо 1,1 млн евро за 1,3 млн евро".

В прошлом году перевозчик заработал на летних туристических перевозках около 30 млн евро, правда предоставив меньше кресел - 124 тыс. Тогда средняя цена одного места составила 241,9 евро, на 15% меньше плана на этот год.

Представители других российских авиакомпаний, которые играют более заметную роль на рынке чартерных перевозок, сообщили агентству "Транспорт сегодня", что они не планируют переходить на подобную систему продажи блоков.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 февраля 2010 года | Дайджест публикаций за 27 февраля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Транспорт сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии (в процессе тестирования)