О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Airbus вернулся с того света

Военно-транспортный самолет А400М, конкурент украино-российского Ан-70, фактически получил новую жизнь. Страны-заказчики согласились выделить на реанимацию проекта миллиарды евро, что приведет к существенному удорожанию машины

Европейский военно-транспортный самолет А400М, конкурент украино-российского Ан-70, фактически получил новую жизнь. Страны-заказчики согласились выделить на реанимацию проекта миллиарды евро, что неминуемо приведет к существенному удорожанию машины. Для украинского "Антонова" это означает упрощение маркетинга Ан-70 на рынках стран третьего мира и усложнение работы на рынке ЕС.

С начала текущего года судьба военного транспортника А400М встала под вопросом. В январе европейский авиастроительный концерн Airbus, занимающийся данным проектом, пригрозил прекратить разработку машины. Президент компании Том Эндерс потребовал от правительства стран-заказчиков дополнительное финансирование до конца месяца. По его словам, Airbus просто не сможет завершить работы без существенных вливаний.

В частности, странам (Германия, Франция, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия, Малайзия и Люксембург) было предложено увеличить расходы на 25%, или на 5,3 млрд. евро. По оценке Airbus, затраты на создание A400M составляют 100-150 млн. евро ежемесячно. Но не все государства сразу же согласились принять эти требования. Так, Турция заявила, что не собирается доплачивать. Аналогичной позиции придерживалась и Германия. Франция же, напротив, настаивала на том, чтобы продолжать проект, несмотря ни на что.

Переговоры продолжались до конца февраля, когда было принято принципиальное решение о продолжении проекта, сообщила 24 февраля министр обороны Испании Карме Чакон. В целом обе стороны пришли к компромиссу. Страны-заказчики договорились о дополнительном финансировании, но в гораздо меньшем объеме - 3,5 млрд. евро. Соглашение предполагает выделение Airbus 2 млрд. евро в виде прямого финансирования, из-за чего конечная стоимость каждого из заказанных A400M вырастет на 10%, а также 1,5 млрд. евро в виде финансовых гарантий.

Таким образом, Airbus должен изыскать из своих резервов 1,7 млрд. евро, что на 900 млн. евро больше, чем планировалось ранее. Но взамен на такой раздел издержек Airbus потребовал гарантии сохранения заказов на транспортник. В частности, концерн хочет внести изменения в контракты, что страны не станут уменьшать объемы заказов, сообщил министр обороны Франции Эрве Морен.

Напомним, на данный момент портфель заказов на A400M насчитывает 184 самолета. В частности, Германия должна получить 60 самолетов, Франция - 50, Испания - 27, Великобритания - 25, Турция - 10, Бельгия - 7, Малайзия - 4 и Люксембург - 1. Страх потерять клиентов вполне понятен: учитывая образовавшуюся дырку в бюджете в 5,3 млрд. евро, стоимость заказанных машин выросла с 20 до более 25 млрд. евро (по пессимистическим оценкам - свыше 31 млрд. евро).

"Привязать" к себе клиентов особенно актуально на фоне отказа ЮАР от 8 самолетов в начале ноября 2009 г. (еще ранее из проекта вышла Италия и Чили), как раз накануне прохождения транспортником первых летных испытаний. Первый полет продлился почти четыре часа. A400M совершил посадку в аэропорту испанского города Севилья, в ходе полета никаких неполадок выявлено не было.

На первый взгляд удивительно, что страны согласились увеличение расходов. Ведь в 2009 г. те же Франция и Германия требовали снижения цен на A400M. В частности, министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг требовал от компании скидок на транспортник в виду того, что его поставки были перенесены с 2009 на 2012-13 гг.

Не исключено, что причины продолжения разработки самолета лежат в социальной плоскости (не говоря уже о международной репутации). Ведь закрытие проекта, в котором заняты 10 тысяч рабочих множества европейских предприятий, может создать острую социальную проблему. Вполне возможно, что правительства исходили из той логики, что лучше раскошелиться на А400M, чем нагнетать напряженность в кризисный период.

Украинский контекст

Ситуация вокруг А400M лишь отчасти играет на руку украинским авиастроителям с их Ан-70. Да, есть определенные плюсы, но нельзя сказать, что отечественный авиапром "снимет все сливки".

Во-первых, сдвиг сроков ввода А400M в серийное производство на 2012 г. Это огромный плюс для Ан-70, который уже прошел большую часть сертификационных испытаний. Более того, Airbus намерен создать сначала упрощенную версию A400M, которая пройдет только гражданскую сертификацию. А после этого, на ее основе, построят транспортный самолет для военных нужд.

Во-вторых, рост цены на А400M также может сказаться в пользу украинского самолета. У него и цена покупки и эксплуатации ниже, и характеристики выше, чем у европейского конкурента. Напомним, что А400М уступает по грузоподъемности и объему грузовой кабины. Максимальная грузоподъемность Ан-70 - 47 т, заявленная А400M - 37 т, объем грузовой кабины Ан-70 - 425 куб. м, А400M- 340 куб. м.

Естественно, эти факторы серьезно упростят выход на рынки Ан-70. И если Airbus застолбит за собой европейские страны, то в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке ему будет трудно
"тягаться" с Ан-70 по соотношению цена/характеристики. Тем более, вполне вероятно, что стоимость А400M будет продолжать расти.

Тем не менее, конкуренция на рынке присутствует. Например, тот же ЮАР, отказавшись от закупок А400M, стал рассматривать вариант заказа у американского Lockheed Martin машины С-130 Hercules, несмотря на то, что она уже достаточно устарела. Да и портфель заказов у Lockheed Martin на эти самолеты уже расписан минимум до 2011-12 гг.

Еще одной альтернативой мог бы стать C-17 Globemaster III производства Boeing, однако его стоимость слишком велика. В частности, Ан-70 вдвое дешевле А400M и в четыре раза C-17.

Очевидно, что в текущей ситуации актуальность появления на рынке Ан-70 является животрепещущей. Тем не менее, стоит признать, что с осени прошлого года, когда Украина и Россия договорились возобновить работы по созданию самолета, проект не получил должного импульса развития. Основной проблемой было финансирование проекта, но премьеры двух стран договорились выделить средства. Но в начале 2010 г. на пути проекта стали выборы президента и отсутствие бюджета в Украине. Есть надежда, что с вступлением Виктора Януковича на пост главы государства ускорится решение вопросов с Россией по кооперации в авиапроме....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка