Источник: информационное агентство «Новый регион»
Опубликовано: 09.03.2010, 17:08

Будущее екатеринбургского аэропорта "Уктус" решится в марте

Интервью "Нового Региона" с директором и внешним управляющим "Второго авиаотряда"


Два года назад свердловские власти объявили о создании новой региональной авиакомпании на базе малого аэропорта "Уктус". По задумке Эдуарда Росселя, бывшего на тот момент губернатором, екатеринбургская авиаплощадка должна была стать центральным узлом сети небольших аэродромов, своеобразным хабом. Но дело забуксовало: будущий ГУП - ОАО "Второе свердловское авиапредприятие" находилось в предбанкротном состоянии, затем наступил экономический кризис и смена губернаторской власти. В конце прошлого года в "Уктус" пришел новый топ-менеджер Анатолий Меняев - в интервью "Новому Региону" он рассказал о проблемах отрасли, отсутствии денег и почему на Среднем Урале одиннадцать лет не получается создать малого регионального авиаперевозчика.

Н.Р.: Анатолий Григорьевич, в области есть предприятие, из которого планировалось сделать нового авиаперевозчика. Сейчас в "Уктусе" внешнее управление, актив на грани банкротства. При всем этом планируется его передача в областную собственность. Что все-таки будет на выходе - новый перевозчик или проблемный государственный актив?

А.М.: Да, действительно, во "Втором свердловском авиаотряде" сейчас два руководителя - директор и внешний управляющий. Что касается внешнего управления, то относительно этой процедуры лучше говорить с внешним управляющим - я же работаю в должности с 23 декабря - это был конец года, и мы только верстали планы. На этом посту я буду оставаться до июля 2010 года - до момента окончания внешнего управления. Я думаю, что его продлят, так как нам надо будет получать свидетельство эксплуатанта. Если мы не получим это свидетельство, наша работа будет автоматически остановлена, "Второму свердловскому авиапредприятию" придет конец.

Н.Р.: Со свидетельством понятно, насколько реально запустить в Свердловской области местные авиаперевозки?

А.М.: Что касается наших планов, то надо смотреть на вещи трезво. Мы не компания "Арктика" (учреждена в Екатеринбурге в конце 2009 года, намерена развивать местные авиаперевозки, прим. НР). В их обещания, что они будут налетывать 17 тыс. часов, я никогда не поверю: если бы у них была такая возможность и серьезный подход - они бы уже летали. Я работаю в этой структуре 30 лет, 11 - в должности директора летной службы, поэтому неоднократные попытки поднять региональную авиацию проходили у меня на глазах.

Н.Р.: Таких попыток действительно предпринимается много - взять хотя бы авиатакси Dexter, год назад заявившем о своем желании наладить регулярные перевозки из Екатеринбурга. Вообще, каковы реальные успехи небольших авиаперевозчиков?

А.М.: Да, они сюда приезжали, говорили, давайте будем летать за "0 копеек". Но мы же взрослые люди, всё прекрасно понимаем… Все региональные авиаперевозки в России поддерживаются из региональных бюджетов, не говорю про федеральный - это фантастика. Почему? Взять, к примеру, компанию "Полярные авиалинии" - она обслуживает труднодоступные районы Якутии - они сидят на региональных дотациях, почти все перевозки оплачивает бюджет. Сколько им выделяют, я не знаю, но они говорят, что им хватает на работу в этой сфере. Там действительно самые труднодоступные районы страны - Бурятия, Дальний Восток, где нет дорог и сложный рельеф. И правительства Якутии и республики Саха понимают, что без самолетов и вертолетов там не обойтись и дотируют их.

Н.Р.: Каковы же в этой ситуации перспективы Свердловской области?

А.М.: Наши дотации в объеме 9-10 млн. рублей ежегодно - капля в море. Этих денег хватает только на керосин. Любые перевозки должны быть рентабельны - сейчас нормальным уровнем в малом авиабизнесе считаются 20%. В большой гражданской авиации другие факторы - там компании выигрывают за счет большого пассажиропотока. Взять "Кольцово", если раньше на Москву летали три рейса, сейчас их летает более десяти. В самом конце прошлого года губернатор и наши партнеры УГМК обсуждали дальнейшую судьбу "Второго свердловского авиапредприятия". Обсуждение велось узким кругом. Есть желание создать "узкий" хаб: допустим, Североуральск-Ивдель-Сосьва-Гари. Чтобы весь поток шел через аэропорт "Уктус". Рано или поздно вопрос региональных перевозок все равно надо будет решать. В том году у нас квартальный объем был в районе 40 часов - это очень мало. При этом содержать восемнадцать аэропортов, которые находятся у меня на балансе, я не в состоянии. Почему? Они сейчас не работают, дотаций на содержание нет, смысл работать себе в убыток? Если будет программа областного правительства по развитию сети, тогда другое дело. Муссирование темы возрождения местных перевозок продолжается 11 лет, а где они? Ничего нет до сих пор. В свое время мы облетали с экс-губернатором Росселем север Свердловской области, но что-то до сих пор не срастается.

Если программа будет, мы только за. Но без бюджета мы это не вытянем - стоимость бензина к самолету Ан-2 примерно около 80 тыс. рублей, сколько может стоить билет. Еще и поставка идет из Финляндии… При таком раскладе авиабилет до Североуральска будет стоить порядка 5-6 тыс. рублей. Кто будет летать - непонятно.

Так или иначе, но программу авиаотряда решено продолжать с основными партнерами УГМК - никто от этого отказываться не собирается. У нас сейчас шесть типов техники - Ми-2, Ми-8, Ан-2, Як-40, Ан-74, Pilatus. Як-40 для деловой авиации, Ан-74 и Pilatus тоже, главным образом на нужды УГМК. Ну и подрабатываем на них немножко. Вертолеты работают на севере - Сосьва-Серов - в первом случае патрулирование нефтепровода, а в Серове работаем в центре медицины катастроф. У нас с ними очень хорошие отношения и мы дальше будем продолжать эту работу.

Н.Р.: Занимается ли сегодня "Уктус" пассажирскими перевозками?

А.М.: Пассажироперевозок у нас сегодня нет, только на севере области, в Сосьве. Сейчас они приостановлены до распутицы, если область нас поддержит, то возобновятся к середине марта.

Далее к беседе присоединился внешний управляющий Дмитрий Лазарев, который также ответил на некоторые вопросы "Нового Региона".

Д.Л.: Нужны дотации - в прошлом и позапрошлом году по просьбе правительства мы летали под дотации в 5 млн. рублей - потом нам их что называется "простили", сказали, извините. В этом году, сколько нам дадут денег, столько будет и полетов, давайте дотацию, мы будем летать хоть каждый день.

Н.Р.: В чем заключается передача имущества "Уктуса" на баланс Свердловской области, и на какой стадии сейчас эта процедура?

Д.Л.: В феврале прошлого года на собрании кредиторов был утвержден план внешнего управления. Он предусматривает согласно ФЗ "О банкротстве" такую меру по восстановлению платежеспособности, как замещение активов должника. На базе имущественного комплекса ОАО "Второе свердловское авиапредприятие" будет создано два новых открытых акционерных общества, куда передадут все имущество и технику. Сейчас выполнена оценка рыночной стоимости активов "Уктуса", она находится на согласовании в "Росимуществе". К сожалению, возникли некоторые проблемы с получением положительного заключения, вопрос по цене актива. По мнению "Росимущества" цена несколько занижена, хотя, по моему мнению, оценили объективно. В любом случае, последнее слово скажет рынок. Пакеты новых ОАО будут реализованы на аукционе - 100 % или нет, это как решат кредиторы. Получив деньги за пакеты, мы рассчитываемся с кредиторами.

Н.Р.: А сколько всего кредиторов у "Уктуса"?

Д.Л.: Порядка двадцати, банков среди них нет. Основной кредитор налоговая инспекция, которая контролирует на собрании более 70 % голосов. Это наш уполномоченный орган. Общая сумма реестра сейчас достигла порядка 70 млн. рублей. Она в общем небольшая и ее можно погасить - надо лишь получить оценку и согласие Российской Федерации на такую меру, как замещение активов. Мы надеемся, что получим его - в противном случае нас ждет конкурсное производство, оно подразумевает остановку предприятия. А это приостановление сертификата эксплуатанта и работы. А если мы остановимся, то "Кольцово" не будет иметь права летать - мы обеспечиваем поисково-спасательную службу, там ее нет. У меня ежесуточно дежурит Ми-8, без него полеты (пассажирских лайнеров, прим. НР) по федеральному закону проводить нельзя.

Н.Р.: А если свердловский бюджет не сможет давать дотации на авиаперевозки?

А.М.: Если нас областная власть не сможет поддержать финансово, возможен другой вариант - снижение налогов. Дайте нам льготу по областным налогам - ее нам бы хватило на федеральные платежи, пенсионные отчисления и другие налоги. За последние два года пока идет процедура банкротства, мы в виде текущих налогов отдали государству 150 млн. рублей - мы их платим и это больше наших долгов. Если мы в 2008 году налетали парком почти 11 тыс. часов - по нынешним меркам хороший налет, то в 2009-м, кризисном году, всего 7 тыс. 800 часов. При этом налоги за 2008 и 2009 годы одинаковы - в первом заплачено 76 млн. рублей, во втором 72 млн. рублей.

Н.Р.: Какие же в этой ситуации у "Уктуса" перспективы?

Д.Л.: В марте мы будем просить о продлении на шесть месяцев срока внешнего управления, которое действует до июля этого года. Да, возникли сложности с оценкой и согласием собственника, но если мы продлим управление, у нас будет шанс получить в Росавиации лицензию на эксплуатацию самолетов - это наш страховочный вариант.

 

Дайджест прессы за 9 марта 2010 года | Дайджест публикаций за 9 марта 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Новый регион». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-40, Ан-2, Ан-74, Ми-2, Ми-8, Международный аэропорт Кольцово, Уктус, Полярные авиалинии (в процессе тестирования)