Автор: Юрий Зайнашев
Опубликовано: 12.03.2010, 11:12
 

Директор ОКБ Сухого Михаил Погосян: "Мы поставим Индии 250 истребителей пятого поколения"


[image]

Накануне визита премьер-министра России Владимира Путина в Дели в российском правительстве сообщили, что договоренность о совместном с индусами производстве истребителя пятого поколения Т-50 вряд ли будет достигнута в рамках этой поездки, хотя еще в конце февраля такое соглашение анонсировалось. В делегацию, сопровождающую Путина, включен и Михаил Погосян, генеральный директор ОКБ Сухого, создавшего Т-50. О том, в какие сроки может теперь быть заключена сделка с Индией, с Михаилом Погосяном беседует обозреватель GZT.RU Юрий Зайнашев.

Почему соглашение по поводу истребителя откладывается, Михаил Асланович? Разногласия касаются денег или технических характеристик?

Никаких разногласий по этому поводу с нашими индийскими партнерами не существует. Единственный вопрос в том, что мы готовы быстрее двигаться, а нашим индийским коллегам нужно несколько больше времени. Эти переговоры, которые ведем уже с начала прошлого года, думаю, мы завершим в течение нескольких месяцев. В общем, есть большое количество вопросов, но они все касаются лишь того, как нам двигаться вперед в рамках реализации этой программы.

Почему индусы предпочитают двухместный самолет, в то время как у вас готов только одноместный?

Они планируют использовать и одноместный, и двухместный самолеты. Никакой специфики тут нет. Просто мы на первоначальном этапе сосредоточили свое внимание на одноместном варианте, но по мере развития программы двухместный тоже должен появиться.

На переговорах уже звучат оценки количества истребителей, которые вы могли бы выпустить вместе с индусами?

Сейчас пока идут переговоры по совместному проведению опытно-конструкторских работ, то есть в ближайшие месяцы должны завершиться переговоры по начальному этапу совместной разработки. На этом этапе количество детально не обсуждается, но ориентировочно мы рассчитываем, что общий объем превысит 600 самолетов.

Общий срок жизни большинства таких самолетов - лет 60. Например, мы начали серийно выпускать Су-27 в 1983-1984 годах, и модификации этого самолета Су-30 МКИ и Су-35 будут, думаю, производиться минимум до 2020 года. С учетом этого самолеты, которые мы произведем в 2020 году, думаю, доживут и до 2050 года.

Значит, когда мы говорим о сроках производства самолета, то это лет 25-35. А за такой период мы произведем, полагаю, ну не менее 700, а я оцениваю вообще рынок в более чем тысячу самолетов.

Если мы возьмем крупнейшие программы самолетов четвертого поколения, семейство самолетов Су-27 и Су-30, то мы поставим на рынок более 1300 самолетов. Для сравнения: американская программа F-15 - это 1500 самолетов.

Что касается конкретного графика поставки самолетов, то это вопрос будущих переговоров. Думаю, что не менее 200-250 самолетов будет поставлено для военно-воздушных сил Индии. Я примерно оцениваю масштаб таких поставок исходя из масштабов программы Су-30 МКИ, исходя из программы тендера, который Индия проводит по более легкому истребителю.

Тендер по более легкому истребителю, насколько известно, состоится уже в следующем месяце, причем в России. По вашим ожиданиям, насколько вырастут ваши шансы на успех в нем после нынешнего визита Владимира Путина?

Надеюсь, эта программа на политическом уровне получит сейчас поддержку. Тендер проходит по программе MRCA (Multi Role Combat Aircraft - многоцелевой тактический самолет - GZT.RU)- это многоцелевой боевой самолет.

Мы активно участвуем в тендере, будем демонстрировать самолет МиГ-35. В этом плане мы надеемся на многоплановый опыт нашего прежнего сотрудничества с Индией. А этот визит не только укрепит долгосрочное стратегическое сотрудничество между нашими странами, но и явится хоть и небольшим, но важным плюсом к тем технико-коммерческим предложениям, которые мы выдвинули в рамках тендера.

Вы взялись бы беспристрастно назвать преимущества своих соперников в этом тендере?

В этом тендере участвуют все ведущие производители военной авиационной техники. Кроме России это в первую очередь Соединенные Штаты, Западная Европа. От Америки - это два самолета: F-18 фирмы Boeing и F-16 фирмы Lockheed Martin. Европейских проектов представлено три: это Eurofighter Typhoon - совместный продукт Великобритании, Германии, Италии и Испании. И это Rafale, который производит французская компания Dassault Aviation. Ну и "Гриппен" - JAS 39, который производит шведская компания SAAB.

Мы входим постоянно в тройку самых сильных потенциальных участников этого тендера. Я бы к этой тройке отнес еще F-18 и, наверно, Eurofighter.

Политическая поддержка в этом тендере есть у всех, но я думаю, что уровень стратегического сотрудничества нашего с Индией отличается от уровня сотрудничества Индии с другими странами. А нынешний визит позволяет вообще комплексно взглянуть на взаимодействие между нашими странами.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 марта 2010 года | Дайджест публикаций за 12 марта 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-30, Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Су-27, Су-35, Погосян Михаил, Самолетостроение (в процессе тестирования)